Смертельный исход
Почему в Коми снижается число ДТП, но при этом растёт количество погибших на дорогах
Сообщения о гибели людей на дорогах Коми появляются в сводках происшествий с такой регулярностью, что можно подумать, будто речь идёт о боевых действиях: почти 800 человек за последние шесть лет, или в среднем два-три человека в неделю. И как отметил начальник управления ГИБДД МВД по Республике Коми Олег Блохин, на дорогах гибнет «самая трудоспособная часть населения, которая создаёт валовый доход республики».
При этом будущее не сулит ничего хорошего. По прогнозам, к 2020 году автопарк Коми увеличится как минимум на 20 процентов. Вырастут и объёмы коммерческих грузоперевозок, всё больше фур будет ездить по дорогам с заездом в насёленные пункты к местам разгрузок.
По словам Олега Блохина, загруженность крупнейшей в регионе автодороги Сыктывкар – Ухта за последние годы выросла в несколько раз и доходит до 4 тысяч машин в сутки в Княжпогостском районе и 20 тысяч – в районе Сыктывкара. И нагрузка на неё ещё вырастет, когда полностью вступит в строй трасса Сыктывкар – Нарьян-Мар. Всё это может привести к всплеску аварийности.
Несколько с иной стороны дорисовал мрачную картину министр здравоохранения Коми Ярослав Бордюг. Он подтвердил, что за текущий период нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года показатель смертности от ДТП вырос. Причём чаще всего люди умирают на догоспитальном этапе, получив крайне тяжёлые и несовместимые с жизнью травмы.
При этом в ряде случаев приходится констатировать медицинские причины гибели людей, которые можно было бы предотвратить. Сюда относится, в частности, опоздание «скорой помощи». По нормативу врачи должны появиться возле пострадавшего через 20 минут после вызова. Но в условиях Коми зачастую этот норматив невозможно соблюсти из-за больших расстояний – между населёнными пунктами здесь многие километры, которые старенькая «буханка» медиков, отнюдь не скоростной автомобиль, быстро преодолеть физически не может. К тому же «скорая помощь» в регионе недостаточно оснащена медицинским оборудованием. Не хватает квалифицированных врачебных кадров.
В экстренных случаях, по словам министра, для оказания скорой специализированной медицинской помощи арендуются вертолёты Ми-8, Ми-2 и самолёты Ан-24, L-410. Однако этого авиационного транспорта недостаточно. Кроме того, в ночное время их возможности ограничены и не всегда для них есть место для посадки.
Нельзя сказать, что власти не предпринимают никаких мер или меры не дают результата. В Сыктывкаре в прошлом году были запущены системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, что привело к снижению аварийности в столице Коми на 19 процентов. Внедрение такой системы, считает Олег Блохин, сможет повлиять на снижение травматизма и в других городах Коми. А в самом Сыктывкаре эту систему предполагается расширять в сторону пригородного посёлка Краснозатонский и охватить Эжвинский район. Тем самым удастся высвободить часть сотрудников ГИБДД с городской территории и направить их на трассы.
И всё-таки не все меры дают результат. На очень опасной дороге, связывающей Сыктывкар с Эжвинским районом, за шесть лет погиб 21 человек и 491 получил ранения. За это время там установили несколько «лежачих полицейских», обновили дорожные знаки, устранили колею, положили новый асфальт. Только эта трасса так и не стала безопасной. Чтобы сделать её таковой, необходимо дорогу расширить и ввести четырёхполосное движение с разделительными полосами. Но, как обычно, на это нет денег.
Выход из ситуации главный госавтоинспектор Коми видит в разработке и реализации адресной государственной программы по повышению безопасности дорожного движения на 2015–2020 годы. Такой подход позволит снизить и аварийность, и тяжесть последствий от ДТП. Однако, как признался врио главы Коми Вячеслав Гайзер, соответствующая программа в Коми не просто существует, но и успешно реализуется и даже получает софинансирование из федерального центра. И власти республики готовы её трансформировать в соответствии с новыми требованиями Министерства внутренних дел России, вносить новые мероприятия.
Добавим, новые меры нужны не только потому, что так требуют федеральные чиновники МВД. Меняется ситуация, растёт напряжённость на дорогах республики. А власти пытаются исправить только ту ситуацию, которая сложилась на данное время. Но не мешало бы заглянуть вперёд, учесть все неблагоприятные прогнозы. А иначе, какие бы меры ни предпринимались, число погибших на дорогах Коми будет только расти.
прямая речь
Вячеслав Гайзер, временно исполняющий обязанности главы Коми:
– Нет никаких сомнений, что дороги надо мало того что содержать в надлежащем состоянии, но и приводить в надлежащее состояние. А самое главное – их надо строить. Ни для кого не секрет, что у нас в половине муниципалитетов нет устойчивой круглогодичной связи с опорной сетью автомобильных дорог. Поэтому, прежде чем обсуждать дополнительные меры по реконструкции наших дорог с точки зрения безопасности, нам надо их хотя бы построить. И на сегодня это задача номер один.
Олег Блохин, начальник управления ГИБДД МВД по РК:
– Большинство дорог начало строиться в шестидесятые годы прошлого века, когда по ним ездили «копейки», 412-е «москвичи» и «запорожцы» с «дикой» скоростью 90 км/час. Интенсивность движения, темпы роста автомобилизации позволяли нам не задумываться о реконструкции дорог, хотя определённая деятельность в этом плане проводилась. Мы постоянно критикуем республиканское Дорожное агентство, глав муниципалитетов, но ведь согласитесь, сегодня мы приводим дороги в основном в надлежащее состояние, а не делаем их безопасными.
тем временем…
К трагедии привело отсутствие тротуара
Сыктывкарский городской суд обязал администрацию столицы Коми обустроить тротуар на улицах Первомайская и Интернациональная на участке от улиц Домны Каликовой до Колхозной. Соответствующий иск подал правозащитник Эрнест Мезак, и он поддержан прокуратурой Сыктывкара, считающей, что отсутствие тротуаров является нарушением права граждан на безопасные условия передвижения.
Характерно, что как раз в перерыве между двумя судебными заседаниями на одном из таких участков, где отсутствует тротуар, произошла трагедия. На Первомайской легковой автомобиль сбил шедшую по краю дороги мать двоих детей сыктывкарку Людмилу Самарину. На следующий день она скончалась от полученных травм.