Общественный или личный?
Корреспонденты «НВ» провели эксперимент и выяснили, что даже в летний период, когда на магистралях города более-менее свободно, добираться с работы домой на общественном транспорте быстрее, чем на автомобиле
«НВ» продолжает проект «Город для людей», в рамках которого мы поднимаем проблемы комфортной городской среды. На этот раз мы решили коснуться одного из аспектов темы «Пробки». Дело в том, что, ежедневно глядя на Каменноостровский проспект, на котором располагается редакция, в часы пик, мы видим, как выстраивается многокилометровая очередь из машин. Смотря на это зрелище, начинаешь чётко понимать, что пробки в городе образуются именно из-за того, что слишком много людей ездят на работу и обратно на личном автотранспорте. И задаёшься вопросом: почему же автомобилисты, ежедневно простаивающие в заторах, с маниакальным упорством продолжают ездить на личных авто? Им что, время некуда девать? Или приятно стоять в пробке?..
Скорее всего, неприятно. Вероятно, людьми движут два мотива. Первый – комфорт в личном автомобиле. Второй – время в пути. Что ж, наверное, в салоне своего авто с музыкой, аудиокнигой и кондиционером перемещаться приятнее, чем на автобусе или в метро. Но действительно ли люди, добирающиеся на работу и обратно на машинах, экономят время в пути?
Чтобы это проверить, корреспонденты «НВ» провели эксперимент. Мы выбрали несколько случайных адресов в разных районах города – адресов, по которым живут наши сотрудники, имеющие личный автомобиль. Каждый из них засекал время дважды: один раз, когда возвращался домой на машине, второй – когда на общественном транспорте. Заметим, что чистота эксперимента была соблюдена вполне. Во-первых, наша редакция находится в типичном для Петербурга месте (можно сказать, среднестатистическом) – не прямо у метро, но и не в глубинке, а в двух остановках от станций «Петроградская» и «Чёрная речка». Во-вторых, наши сотрудники живут в самых разных районах: кто-то в пяти минутах ходьбы от метро, кто-то – в нескольких километрах.
Для подробного описания одного из маршрутов мы выбрали путь в спальный жилой массив «Ручьи» в Красногвардейском районе. Путь на карте убедительно показывает, что на метро мы делаем большой крюк. По логике вещей, если дороги пустые, на машине добираться до пункта назначения в разы быстрее. Но на деле… Итак, два человека одновременно отправились с Каменноостровского проспекта в Красногвардейский район.
На общественном транспорте
18.30. Редакция. От дома № 67 по Каменноостровскому проспекту иду пешком в сторону станции метро «Петроградская».
18.35. Миную мост через реку Карповку. Подхожу к метро «Петроградская». Обычно в это время в подземке толкучка. Протискиваюсь с толпой к турникетам, ныряю на эскалатор. Так как не тороплюсь и лень делать массу пересадок, еду с одной пересадкой – через «Технологический институт».
18.55. Cтанция метро «Площадь Восстания». Уф-ф, отыскиваю свободное место в вагоне на «Площади Восстания» и еду в сторону «Академической». Достаю «читалку». Вот за что я люблю дорогу на метро – за возможность почитать.
19.13. Станция метро «Политехническая». Ура, следующая «Академическая».
19.15. Станция метро «Академическая». Выхожу из метро и направляюсь в сторону остановки общественного транспорта.
19.18. Остановка транспорта на проспекте Науки возле метро «Академическая». С нетерпением жду маршрутку № 193 – она наиболее удобна для меня, довезёт прямо до дома. Если ехать на других маршрутках, то придётся дольше идти пешком. Подъезжает маршрутка № 325, решаюсь сесть на неё, чтобы не ждать.
19.24. Проспект Науки, 40. Трясусь в маршрутке – водитель едет медленно, останавливается практически на каждой остановке, собирая пассажиров.
19.30. Доезжаю до перекрёстка Науки и улицы Руставели. Выхожу из маршрутки. Ещё 10 минут – и я дома.
19.35. Перехожу через дорогу (Пискарёвский проспект, 141). Тут приходится некоторое время ждать, пока зажжётся на светофоре «зелёный». Надо бы заскочить в магазин за молоком, но для чистоты эксперимента прохожу мимо.
19.40. Пискарёвский, 159, корп. 4 (дом). Дорога заняла 1 час 10 минут. Это среднее время моего пути на работу – всё зависит от того, насколько быстро подошла маршрутка, и от скорости моего шага. Обычно на путь от редакции до дома у меня уходит 1 час 15 минут плюс-минус 5 минут.
На личном авто
18.30. Редакция. На Каменноостровском проспекте в сторону Чёрной речки уже выстроилась привычная для этого времени пробка. Чтобы сэкономить хоть немного времени, решаю свернуть на улицу Академика Павлова. На преодоление ста метров до поворота трачу целых пять минут – поток двигается едва-едва.
18.35. Улица Академика Павлова. Наконец поворачиваю. Здесь дорога свободна, но ехать с привычной скоростью опять не получается – встречная полоса намертво стоит, а улица настолько узкая, что приходится сбрасывать почти до нуля, чтобы разъехаться с авто, двигающимся в обратном направлении. На подъезде к Кантемировскому мосту ситуация неожиданно ухудшается – машин так много, что по одной полосе приходится ехать в два ряда. Оказываюсь в крайнем левом. Отчаянно сигналю – на меня надвигается туристический автобус, ему не протиснуться. Практически вплотную притеревшись, водитель высовывается из окна и высказывает всё, что про меня думает, хотя я не одна такая. Очевидно, его терпению пришёл конец именно на мне, потому что, окончив гневную тираду, он выкручивает руль и... задевает мою машину за заднее левое крыло. Не останавливаясь, уезжает...
18.55. Кантемировский мост. На мосту ползём с черепашьей скоростью, он забит машинами. Стрелка спидометра не преодолевает отметку в пять километров в час. Конца пробки не видно. Промежуточный итог малоутешителен: путь, на который в другое время суток ушло бы максимум минут десять, я в этот раз преодолевала дольше.
19.13. Оставляю позади станцию метро «Лесная». Впереди – самое противное: виадук на Гражданский проспект, который тоже всегда стоит. Однако на этот раз чудесным образом он оказывается свободным. Три минуты, и вот я уже на Гражданском проспекте. Готовлюсь к тому, что в любой момент встряну в затор. Но дорожный бог милует, и спустя ещё шесть минут миную «Академическую».
19.24.Поворачиваю на проспект Науки и выдыхаю – в обозримой перспективе никаких пробок.
19.35. Без особых затруднений, только немного потолкавшись на светофоре, выруливаю на проспект Руставели. Занимаю правый ряд и смело давлю на газ – до конечного пункта остаётся буквально километр, который можно проехать с нормальной скоростью.
19.40. На месте. Время подвести итоги. Дорога от редакции до Пискарёвского проспекта, 159, заняла час и десять минут. На самом деле результат удивил: я ожидала худшего.
авторитетно
«Не вижу причин пересаживаться на общественный транспорт»
Семён Авдеенко, заместитель руководителя общественной организации автомобилистов «4 колеса»:
– Идея пересадить автовладельцев на общественный транспорт не нова и интересна, но, к сожалению, вряд ли сейчас реализуема. Можно сколько угодно говорить о том, что машины мешают проезду автобусов и троллейбусов, но пока водителям не предложат реальной альтернативы их автомобилям, рассматривать другие варианты бессмысленно. В Петербурге, например, уже существовал проект организации выделенных линий, которые прошли бы по всем главным городским магистралям. Но о нём почему-то забыли.
Многие считают, что как только машин на улицах станет меньше, общественный транспорт сможет оперативно доставлять пассажиров в нужную точку. С одной стороны, это действительно так. Но нужно понимать, что далеко не каждый водитель добровольно откажется от комфорта и пересядет из салона своего комфортабельного авто в душный автобус, в котором пассажиры едут как сельди в бочке. Давайте подходить к решению этой проблемы с другого конца: сначала нужно предоставить пассажиру комфортный проезд, а уж затем призывать автомобилистов оставлять свои машины и пересаживаться на общественный транспорт. Согласитесь, мало кому приятно летом ехать в передвижной сауне, когда в салоне плюс 35 градусов, а зимой – в морозильнике.
Предположим, чиновники примут эти доводы к сведению. Но судя по тому, какими темпами идёт обновление автопарка (максимум несколько десятков новых единиц в год), нам до того времени, когда в общественном транспорте станет комфортно, ещё жить и жить! Но это ещё полбеды! Предположим, завтра законодательно вообще запретят передвигаться по Петербургу на автомобилях. Думаете, общественный транспорт сможет справиться с возросшим как минимум вдвое пассажиропотоком? Конечно же нет! По самым скромным подсчётам, в Петербурге не менее 1,8 миллиона автомобилистов. Около 70 процентов из них – «активные», то есть это люди, которые пользуются машиной регулярно, каждый день. Я себе даже боюсь представить, с каким штурмом будут брать автобусы или трамваи на остановках! Улицы, конечно, станут намного свободнее. Вот только большинству придётся ходить по ним пешком!
Естественно, никому не нравится простаивать в пробках. Но это, опять же, вопрос отсутствия выбора. Когда вам нужно доехать в какой-нибудь отдалённый район города, вы сталкиваетесь с проблемой: зачастую общественный транспорт просто не может туда доставить либо нужно делать определённое количество пересадок. На этом теряешь много времени. Возможно, если бы власти старались всеми силами развивать сеть метрополитена, эта проблема была бы менее заметна. Пока же я не вижу причин пересаживаться на общественный транспорт и делаю это, если только мне нужно добраться до места назначения, распложенного недалеко от станций метрополитена.
«Многое зависит от организации дорожного движения»
Святослав Данилов, руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО»:
– Сегодня примерно одна пятая часть жителей Петербурга добирается на работу личным транспортом, остальные используют общественный. Тенденция заметна: автомобилисты всё чаще пересаживаются на автобусы, велосипеды или мотоциклы, потому что так быстрее. Бывает, правда, и наоборот – когда люди устраиваются на работу в каком-то труднодоступном районе, они начинают ездить туда на личном транспорте, но таких примеров существенно меньше.
Если представить, что все автомобилисты разом пересядут на общественный транспорт, последний, разумеется, такого наплыва не выдержит, по крайней мере в его сегодняшнем состоянии. Если же этот процесс сделать постепенным, увеличивать количество автобусов и трамваев плавно, то в будущем можно достичь того, что жители Петербурга смогут беспрепятственно перемещаться без личного авто.
В целом количество машин на дороге – это существенный фактор образования пробок, но не единственный, ведь многое зависит от всей организации дорожного движения. Можно, конечно, убрать с улиц все машины, тогда пробок действительно станет меньше, но это не тот путь, по которому нужно идти. Важно развивать общественный транспорт, делать его комфортным для горожан, развивать велодорожки и так далее, чтобы люди сами хотели пересесть из своего автомобиля в городской автобус.
На общественном транспорте – быстрее
«НВ» не ограничилось экспериментом, а решило пойти дальше и провело мини-исследование. Мы выбрали 10 маршрутов, связывающих редакцию «НВ» и разные районы города. При подсчёте использовано время в пути, засечённое сотрудниками редакции на общественном транспорте и на личном (с использованием сервисов «Яндекс.Пробки» и «Googlе-карты») с учётом погрешности. Время выезда – 18 часов. Результат: в 7 из 10 случаев добираться на общественном транспорте оказалось быстрее, в двух время в пути примерно совпало. И лишь дорога до одного адреса оказалась быстрее на личном авто.
Очевидно, что если вы пустите по перегруженным улицам автобусы, то никто не станет ездить на них, так как они не быстрее личного автомобиля. Именно это мы сейчас наблюдаем в России. По центру Москвы и Петербурга ходят пустые автобусы и троллейбусы, потому что если ты сядешь в него, то твоя скорость не изменится.
Нужно строить выделенные линии, по которым сможет свободно ходить трамвай или автобус с троллейбусом. В таком случае люди, стоящие в пробке, увидят, как их обгоняет общественный транспорт, и, возможно, изменят своё отношение к нему.
Вукан Вучик, американский урбанист, профессор Пенсильванского университета, бывший эксперт министерства транспорта США
Важно развивать общественный транспорт, делать его комфортным для горожан, развивать велодорожки и так далее, чтобы люди сами хотели пересесть из своего автомобиля в городской автобус.
Святослав Данилов, руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО»