«А для метро в самый раз!»
«НВ» рассказывает о пяти объектах Петербурга, которые вскоре снесут ради возведения новых станций подземки
«Театральная» вместо Дома быта
Сложнее всего метростроителям приходится в центре. Здесь что ни дом, то история. В случае с «Театральной» Правобережной линии (она будет следующей за станцией «Спасская») проектировщики нашли идеальное решение. Один выход расположат в подземном переходе под Театральной площадью, а второй – на месте бывшего Дома быта на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов.
Понятно, что эта советская стекляшка не просто не имеет историко-культурной ценности – она является диссонирующим объектом. За десятилетия существования к её коробчатому облику не смогли привыкнуть даже жители.
Сейчас Дом быта представляет собой обыкновенный торговый центр, где площади сдаются в аренду. Очевидно, что город столкнётся с недовольством предпринимателей, заявляющих, как губится малый бизнес. И всё же интересы подземки и городского ландшафта важнее. Наличие по соседству второй сцены Мариинского театра должно, по идее, подвигнуть архитекторов на создание действительно красивого здания – на контрасте.
«Юго-Западная» вместо торгового центра
Первую станцию на юго-западе построят у пересечения проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова. Под неё отвели юго-восточный угол. Сейчас там стоит двухэтажная торговая стекляшка.
Построена она была как «ресторан быстрого питания». Правда, по своему профилю здание не используется: сейчас второй этаж пустует, а на первом работает детский магазин «Антошка».
– Эта торговая точка появилась пару лет назад, пустовала, пару месяцев «Магнит» был, с год вновь пустовала, на днях вернулся из отпуска – появился «Антошка». Фастфуда вроде там вообще никогда не было. То есть для торговли эта точка мёртвая, а для метро в самый раз, – считает местный житель Михаил Маховиков.
«Гавань» вместо подарка Люксембурга
Некогда эту станцию планировали открыть под другим названием – «Шкиперская». Это связано с её местоположением на Шкиперском протоке. Однако Топонимическая комиссия присвоила ей иное имя – «Гавань». Эксперты объяснили, что случаи с «Пионерской» и «Улицей Дыбенко» показывают, как быстро затираются исторические названия местностей (Комендантский аэродром и Весёлый посёлок соответственно), и нельзя допустить, чтобы красивый старинный топоним Гавань тоже был в речи заменён на формальную «Шкиперскую».
Место под метро власти выбрали не в центре Гавани (хотя могли, например, поставить вестибюль в Шкиперском саду), а на её окраине – на углу Шкиперского протока и Наличной улицы. Сейчас там стоит невзрачный склад. Местные жители вспоминают в связи с этим историю его появления.
– На складе имеется памятная табличка, – рассказывают старожилы, – которая гласит, что здание было подарено Петербургу Люксембургом. Не обидится ли Люксембург, когда его подарок снесут?
«Гавань» будет последней новой станцией на Васильевском острове и острове Декабристов. Ещё запланирован метровокзал «Морской фасад» – но это уже намывные территории.
«Каретная» вместо складов
Недавно открытый «Обводный канал» в обозримом будущем может стать станцией пересадки. С него можно будет попасть на «Каретную» 6-й линии (название станции дано по Каретной части, как раньше именовался этот район). Вестибюль станции построят рядом с автобусным вокзалом на Обводном канале, 38–40.
Сейчас место будущей стройплощадки занято невзрачными постройками, которые используются под склады. Попасть на территорию нельзя – её вход стерегут охранник и шлагбаум. На слом отданы в общей сложности четыре капитальных строения. Среди них есть и более-менее ценное, а именно дореволюционный дворовый флигель доходного дома на Тамбовской улице, 8. Сейчас он сдаётся под офисы, а на первом этаже располагается некий клуб-отель.
Из-за шлагбаума виден акцент этой местности – невысокая краснокирпичная труба. Она вырастает из трёхэтажного краснокирпичного домика, на фронтоне которого указан год постройки – «1895». Но, как оказалось, труба сносу не подлежит, поскольку находится на границе с участком метрополитена.
«Боровая» вместо доходного дома
Станция с таким названием по иронии судьбы не будет иметь выхода к Боровой улице и железнодорожной станции Боровая. Один её вестибюль расположится на Лиговском проспекте, 236 (это между Расстанной и Тосиной улицами), второй – на углу Черниговской и Киевской улиц.
Ради второго будет снесено дореволюционное угловое здание. Точную дату его постройки не помнит никто, в документах её тоже нет. Внешне это рядовой трёхэтажный дом, который, возможно, когда-то был доходным. Учитывая, что не так давно на соседней Рыбинской улице ради нужд Центральной ТЭЦ снесли гараж Общества электрического освещения 1916 года, в округе почти не остаётся истории. Краеведы уже предложили разместить выход на другом углу, где стоит заводской бетонный монстр.
«Боровая» расположится на 6-й (Красносельско-Калининской) линии. Её существование ожидается несколько формальным: жилых домов в округе почти нет, но сам выход нужен по нормам, которые не допускают излишне длинных тоннелей перегонов. Не исключено, что «Боровая» получит только один вестибюль – на Лиговском, поскольку она ближе расположится к жилой застройке.
Где расположатся другие вестибюли
1. «Новокрестовская» – на намыве западнее строящегося стадиона.
2. «Беговая» – в подземном переходе под Туристской улицей, южнее перекрёстка с улицей Савушкина.
3. «Туристская» – под Туристской улицей, севернее пересечения с улицей Оптиков.
4. «Планерная» – под Шуваловским проспектом, восточнее перекрёстка с Планерной улицей.
5. «Горный институт» – в подземном переходе под треугольной площадью между Большим проспектом, Косой и 24-й линиями (1-й вестибюль) и на Масляном канале между 23-й и 24-й линиями (2-й вестибюль).
6. «Заставская» – у перекрёстка Старообрядческой улицы и продолжения Варшавской улицы.
7. «Броневая» – на северо-западном углу Благодатной улицы и Новоизмайловского проспекта (1-й вестибюль) и на Кубинской улице на месте гаражей, севернее дома 7 (2-й вестибюль).
8. «Путиловская» – в сквере позади вестибюля «Кировского завода».
Владислав Воробьёв. Фото Алексея Лощилова и Александра Гальперина
резюме
За годы новейшей истории Петербурга качество проектирования станций метро упало катастрофически. С каким изяществом, рационализмом, на каком высоком уровне логистики были спроектированы и построены в ХХ веке переходы между станциями «Гостиный Двор» и «Невский проспект», «Маяковская» и «Площадь Восстания»! И сравните это с лабиринтами переходов «Сенная» – «Спасская» – «Садовая», состоящих из многочисленных удлиняющих путь поворотов, утомительных лестниц, наклонных коридоров. А как культурно были вписаны вестибюли той же «Гостинки», «Невского проспекта», «Маяковской» в существующие здания – и как ради вестибюля «Адмиралтейской» снесли целое здание, перед этим капитально его отремонтировав за счёт города.
Автору этих строк казалось, что всё – петербургская школа проектирования метрополитена утрачена. Разорвана связь поколений, старые мастера ушли, не вырастив учеников, и будет теперь у нас метро как в Нью-Йорке: большая бетонная канализация с переходами из рифлёного железа. Но я, видимо, поторопился с выводами: все предложенные сейчас решения по строительству новых станций – точнее, по способам их «вписывания» в окружающую застройку – кажутся мне логичными, в меру смелыми и отчасти даже изящными. Взять, к примеру, решения по «Театральной» и «Юго-Западной»: строить вестибюли на месте существующих зданий-стекляшек. В этом случае одним выстрелом удаётся убить двух зайцев: не только вестибюли на пустом месте (а значит, с минимумом затрат) построить, но и очистить город от архитектурного мусора. Логичным решением является размещение вестибюлей ряда станций под землёй. Этот апробированный во всём мире вариант удобен жителям, экономичен и архитектурно совершенно нейтрален, то есть он не влияет на окружающую среду.
Единственная ложка дёгтя – заоблачная стоимость «Новокрестовской» на искусственном острове. За такие деньги можно было построить две-три новые станции в спальных районах. Но и новый стадион, и весь элитный Крестовский остров у нас на особом положении, так что сэкономят как раз на спальных районах.
Но главный плюс всех этих вестибюлей – в том, что о местах и способах их строительства объявлено заранее и в деталях. К слову, именно так – с предварительным обсуждением – строились в своё время лучшие станции Ленинградского метрополитена.
Владимир Новиков, редактор отдела экономики