Город

Здесь молился Николай II

23 августа

В Царском Селе возрождается уникальный храм во имя Сергия Радонежского

К 8 октября – дню памяти Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых, 700-летие со дня рождения которого отмечается в этом году в Царском Селе, заканчиваются реставрационно-восстановительные работы в церкви Святого Преподобного Сергия Радонежского 2-го лейб-гвардии стрелкового Царскосельского полка.

Возрождение церкви, переданной в 2012 году приходу Софийского собора, координируется попечительским советом, который возглавил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Работы по воссозданию церкви завершает компания ЗАО «БалтСтрой», – организация, специалисты которой уже вернули к жизни многие уникальные архитектурные жемчужины Петербурга. В их числе Никольский Морской собор в Кронштадте, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Работы продолжаются в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, Петропавловском соборе и Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости, Свято-Троицкой Сергиевой лавре и в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

За минувшие столетия в России было построено несколько сотен церквей во имя Сергия Радонежского, и их судьбы, как и судьба царскосельского храма, драматичны. Создание храма было заведомо определено, когда в честь победы русских над турками по указу императрицы Екатерины II в 1780 году близ Царского Села был создан уездный город София. София застраивалась и со временем стала местом сосредоточения военных полков: гусарского, кирасирского, четырёх пехотных, личного конвоя государя, офицерской артиллерийской школы. Так сложился и квартал лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка, расквартированного на Гатчинском шоссе, вблизи Орловских ворот.

В 1889 году недалеко от казарм было выстроено здание учебного зала и цейхгауза, в котором разместилась церковь Святого Преподобного Сергия Радонежского. В 1903 году по проекту архитектора Александра Успенского к зданию был пристроен алтарь, изменён интерьер храма и возведена колокольня. Освящённый и открытый храм преподобного Сергия Радонежского посещали августейшие особы, в нём молился император Николай II. Но в 1921 году для церкви началась новая, уже мрачная история. Храм был закрыт, и его помещения стали использоваться для хозяйственных нужд. Позднее в нём разместился Пушкинский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта Федерального дорожного агентства.

В период хозяйствования транспортников облик церкви изменился до неузнаваемости: у исторического здания появился второй этаж, выстроенный в стиле советского домостроения. В результате этого звонница вместе со шпилем колокольни и маковками церкви приказали долго жить. Декоративная роспись стен, выполненная художником-керамистом Сергеем Чехониным, была замурована под слоем штукатурки, а пол с уникальной мозаикой из метлахской плитки буквально погребён под слоем бетона. А ведь общепризнано, что роспись стен в храме Сергия Радонежского являлась одной из лучших работ Сергея Чехонина, украсившего, кстати сказать, не одно архитектурное сооружение начала XX века! Мало того, помещения алтарной части церкви были сданы в аренду под кафе, магазин и туалеты. Они размещались там, притом что здание было выявленным объектом культурного наследия и находилось в собственности Российской Федерации.

Ситуация изменилась в 2012 году, когда по инициативе первых лиц Царскосельского благочинного округа, в частности вошедшего в попечительский совет протоиерея Геннадия Зверева, а также неравнодушных жителей Пушкинского района, развернулась борьба за передачу храма в лоно Русской православной церкви. В официальные инстанции пошли письма, и торгово-развлекательные заведения закрыли. В территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга был направлен запрос Санкт-Петербургского епархиального управления о передаче в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии здания церкви. Вслед за этим комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры обратился в Росимущество с просьбой принять меры, направленные на обеспечение сохранности объекта. В конце сентября 2012-го церковь была передана приходу Вознесенского (Софийского) собора, и 8 октября в храме состоялось первое за сто последних лет богослужение.

В мае 2013 года началось восстановление здания церкви. Как рассказал руководитель проекта восстановления памятника архитектурного наследия Сергей Крипак, все работы проводились в соответствии с проектом, утверждённым в комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. К реставрации удалось приступить после проведения историко-культурной экспертизы, общего обследования состояния памятника, проведения обмеров, анализа составов применённых на объекте кладочных растворов, штукатурных смесей и использованных в росписи церкви красок. Затем были разработаны и составлены методики реставрации. Результаты исследований вошли в проект в виде обширной и исчерпывающей исторической справки. После проведения научно-исследовательских работ и проектирования начался демонтаж современных надстроек, перекрытий и перегородок. Демонтировали целый этаж, пришлось ломать и бетонный пол. Пока ломали, вскрывали и отчищали, обнаружили фрагменты той самой легендарной метлахской плитки, элементы лепного декора, подлинную штукатурку с фрагментами живописи. По словам руководителя проекта, эти находки бесценны. Все они наряду с иконографическими источниками, а также обнаруженным при проведении благоустройства территории фрагментом мемориальной доски предполагаемого захоронения офицеров 2-го стрелкового полка легли в основу проекта воссоздания интерьеров церкви.

– Обнаруженные нами фрагменты оригинальны. Они позволили реставраторам понять цветовую палитру интерьера храма и правильно подобрать материалы, используемые при реставрации, – пояснил Сергей Крипак.

Когда всё наносное было убрано, специалисты приступили к воссозданию стропильных систем и кровли, звонницы, шпилей и колокольни. После того как здание получило необходимый температурно-влажностный режим, началась реставрация внутренних помещений, в частности кирпичной кладки, гипсового лепного декора, штукатурных тяг. К тому времени помещения уже были оборудованы электрическими, отопительными и вентиляционными сетями и системой охраны. Современные технологии отопления заменили действовавшее в начале XX века в храме печное отопление. Кстати, обнаружить его смогли только при подготовке к реставрации, поскольку топки, расположенные у пола, были незаметны. Как рассказал Сергей Крипак, рациональность тогдашней системы отопления и её прогрессивность удивили специалистов.

Сейчас реставрационные работы в церкви находятся в завершающей стадии. Заканчивается воссоздание штукатурного покрытия фасада и внутренних помещений. Ведутся работы по восстановлению исторических оконных и дверных заполнений. Реставраторы обещают, что к 8 октября 2014 года – дню памяти преподобного Сергия Радонежского – реставрация будет завершена и церкви возвратят её первоначальный облик в стиле модерн с художественной отделкой в псевдорусском стиле. В возрождённой церкви потрясающее впечатление будет производить роскошный резной дубовый иконостас, который восстанавливают в соответствии с фотоматериалами 1900-х годов, а также росписи стен и потолков. Убранство потолка будет соответствовать замыслу художника Сергея Чехонина и представлять собой звёздное небо с сияющим на нём образом Пресвятой Троицы.

Незабываемое впечатление оставит и внутреннее убранство храма, над которым работают вятские специалисты. Иконы же на липовых и буковых досках пишут художники Царскосельской иконописной мастерской. Что касается куполов церкви Сергия Радонежского, то сиять золотом они не будут, потому как в иконографических источниках нет свидетельств тому, что они были позолочены. Зато колокольный звон храма обогатит своими голосами перезвоны Царского Села. 


Татьяна Шаповалова, фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно