Как вы бизнес назовёте…
Петербургские предприниматели всё чаще стали придумывать для своих фирм эпатажные названия
Гуляя по улицам Петербурга, хоть однажды да застынешь перед какой-нибудь необычной вывеской, размышляя, что же могут продавать в месте с таким названием. Обычно вокруг пестрят бесконечные «Миры» цветов, шляп, валенок и швейных машинок, а также не один «Рай» для собак, бабушек, детей и хомячков. Поэтому на кафе «Дети мангала» или магазин подарков «Штуки-Дрюки» всегда обращают внимание – вывеска интересная, сразу хочется зайти. Корреспонденты «НВ» решили выяснить, что заставляет бизнесменов давать своим заведениям шокирующие названия.
Всё дело в букве
Оказывается, чтобы придумать удачное название для салона красоты, нужно всего-навсего заменить пару букв в названии восточного учения о правильном расположении предметов в пространстве. Первыми, кому пришла эта мысль в голову, оказались петербургские предприниматели. В результате в северной столице сегодня работают два необычных салона под названием «Фендуй».
Хозяева заведений не прогадали: вторая часть слова «дуй» означает призыв к непрерывной работе, а первая не только незаменимый инструмент в работе парикмахера, но ещё и тёплый сухой ветер фён, в честь которого фен получил своё название. В общем, казалось бы, непонятное слово из шести букв, а на деле – название со множеством смыслов.
К тому же наверняка эти салоны красоты внутри обставлены по всем правилам фэншуй, чтобы в них помимо воздуха из фена всегда циркулировала ещё и положительная энергия.
Сусанин уводит в фитнес
«Ну вот что общего между Иваном Сусаниным и фитнесом?» – думает почти каждый петербуржец, который натыкается на вывеску спортивного клуба Susanin fitness в одном из спальных районов города. Необычное название, как говорят в самом заведении, выигрывает в битве за внимание аудитории, ведь большинство фитнес-клубов пытается придумать себе имя, используя именно спортивные категории. А тут Сусанин – историческая фигура! Русский национальный герой! Явно здесь учат чему-то большему, чем просто здоровому образу жизни…
– Все мы знаем, что Сусанин увёл поляков и спас Россию, – объясняют выбор названия в фитнес-клубе. – Мы же ориентируемся на молодёжь, поэтому для нас Сусанин – это образ, который в нашем клубе уводит молодое поколение от алкоголизма, наркомании и других бед.
Словом, подвиг Ивана Сусанина и сегодня продолжает вдохновлять людей на грандиозные свершения – бросить курить, подтянуть живот или поставить новый личный рекорд, к примеру на беговой дорожке.
Ресторан под прикрытием
Никто и не мог подумать, что любимая детская забава небольшой компании друзей играть в шпионов когда-нибудь перерастёт в оригинальное название для ресторана. Сегодня на Большой Конюшенной улице работает заведение, пожалуй, с одним из самых оригинальных и необычных названий в Петербурге – «Саквояж беременной шпионки».
– Саквояж – это женская сумочка, куда таинственным образом может поместиться всё что угодно, – рассказали в ресторане о значении названия. – А «беременная» – потому что работает под прикрытием беременной девушки.
Внутри ресторана можно заметить расставленные шпионкой «жучки», забытые пистолеты и ретроавтомобиль, на котором она спешит на очередное задание. Даже в меню все названия блюд строго засекречены: солянка «Пулемётчица Анка», «Пирамиды Хеопса» из свинины, бутерброды «Контрабанда», напиток «Бетон», после которого, возможно, придётся выпить коктейль «Реаниматор», а также многое другое.
Полная «Ж»
Оригинальное название для бара придумал эпатажный фотограф и клипмейкер Иван Ушков, первый хозяин заведения. Как рассказал сам Ушков, ему хотелось создать место поуютнее, поэтому новый бар для студентов решили назвать просто – «Ягодицы», только чуть грубее (да-да, то самое слово на «Ж»). Теперь одно из самых знаковых слов для русской народной культуры обозначает не только пятую точку или полное фиаско, но ещё и небольшой бар в центре Петербурга.
– Нам частенько напоминают знаменитую фразу из «Капитана Врунгеля», уверяют, что бар ничего хорошего не ждёт, – рассказали в заведении. – Но мы рассчитываем на людей, которые обладают чувством юмора и понимают задумку.
Хотя на вывеске на проспекте Бакунина красуется только первая буква названия, понять, что ты попал в полную «Ж», довольно просто – «негламурные» интерьеры, простые напитки и золотая буква «Ж» посередине сцены. Завсегдатаи заведения предупреждают: не стоит ждать от бара изысканных коктейлей и утончённой кухни, здесь всё гораздо проще.
– Кто отдыхает в подвалах или на чердаках – тем понравится! – рассказывает один из постоянных посетителей бара. – Атмосфера там полностью соответствует названию.
Веганам и не снилось
Гости Петербурга удивляются, проходя мимо дома по Московскому проспекту, где изображено яблоко, кровожадно поедающее корову. А местные жители уже давно не пугаются и нередко заходят в дверь под шокирующей вывеской. Здесь находится гастрономическая лавка «Страшный сон вегана». Напомним, веганы – люди, которые не едят продукты животного происхождения.
Ассортимент и вправду напугает любого, кто давно позабыл о мясе и молоке: фермерская говядина, свинина, дагестанская баранина, австралийское мраморное мясо, крольчатина, перепела, утка, индейка. Тут же молочная продукция и полуфабрикаты. Словом, не сон, а настоящий кошмар.
Однако даже эти самые веганы, которые, скорее всего, обычно обходят устрашающий магазин стороной, могут найти здесь продукты и себе по вкусу: вяленые томаты, оливки в собственном соку, артишоки, итальянскую пасту, приправы, соусы и свежий хлеб. Несмотря на название, хозяева, как оказалось, подумали даже о самых требовательных покупателях.
Самые необычные названия фирм в России
«Какуль» – канцтовары для школы и офиса
«Тварь божья» – зоомагазин
«Мел Гипсон» – фирма по производству гипсовой лепнины
«Раскольников» – ломбард
«Баба-Яга» – салон-парикмахерская
«Лысый стриж» – студия красоты
«Толстячок» – детский досуговый центр
«Золотая кома» – ювелирный салон
«Трусишка» – магазин нижнего белья
«Свитер с оленями» – буфет
авторитетно
«Время повсеместного эпатажа осталось в прошлом»
Евгения Шестакова, психолог:
– Слова из мультфильма о капитане Врунгеле «как вы лодку назовёте, так она и поплывёт» не теряют актуальности. Каждый день регистрируются новые ООО, ОАО, ИП и ЧП. И кроме аббревиатуры необходимо название, которое будет привлекательным и для владельца, и для клиента, а также желательно «говорящим», то есть раскрывающим суть бизнеса. Важно помнить, что заголовок – это сигнал первого уровня для сознания, то есть самый сильный по воздействию. Россия – страна, где всегда ценился юмор. Однако юмор бывает разным – утончённым и изысканным, простым и понятным, примитивным и даже оскорбительным. Юморя, мы чаще всего исходим из того, какое впечатление наша шутка произведёт на собеседника, и думаем не о том, как он отреагирует, а как будем выглядеть мы. И заранее гордимся будущим успехом. Личное желание чаще всего подразумевает потребность выделиться, сделать что-то особенное, и, к сожалению, это не всегда выгодно с точки зрения маркетинга. Принимая решение, мы эгоистичны. Как уйти от этого? Задавать себе вопросы. Однако вопросы с позиции потребителя и бизнеса. Кто захочет стать постоянным клиентом заведения с грубым и нелицеприятным названием? Захотят ли видеть себя в числе гостей родители с детьми или деловые люди? Плюс в последнее десятилетие в нашей стране вновь стали более бережно относиться к языку и болезненнее реагировать на грубость, нелепость или ошибки, которые принимают массовый характер, а потому и более заметны. Время повсеместного эпатажа осталось в прошлом. Сейчас время интеллекта, вкуса и творчества.