Планета

«О прекращении истребления людей на Юго-Востоке Украины – молитвы братии и мои»

27 августа

 

 

 

Игумен единственного в Германии православного монастыря отец Даниил (в миру Андрис Ирбитс) покорил моё профессиональное, в чём-то циничное мировосприятие, делящее собеседников на «интересных» и «скучных», даже не самими по себе ответами на вопросы, но – интонацией, с какой они прозвучали. Интонацией искренней, человечной, не равнодушной. Интонацией не столько даже слов, сколько души. Ваш корреспондент попытался хотя бы сохранить мелодику души и сердца отца Даниила, не «причёсывая» его ответы «гребёнкой» внутренней саморедактуры. Несмотря на то что игумен Андрис Ирбитс согласился дать ответы на вопросы специально для «Невского времени», у меня не поднимется рука назвать это интервью «эксклюзивным». Ибо откровенность собеседника – превыше любой, в том числе «эксклюзивной» мирской суеты. И последнее: хочется верить, что после прочтения интервью найдутся в России и простые люди, и влиятельные меценаты, и властные структуры, которые не словом, но делом помогут отцу Даниилу и монашеской братии достроить православную обитель на земле германской. Обитель, которую он по праву называет мостом дружбы между народами двух стран.

«Не понимаю, как брат мог восстать против брата»

– Отец Даниил, в миру говорят, что Санкт-Петербург для вас не чужой город. Насколько знаю сам, родители крестили вас, тогда двухлетнего мальчика, в Александро-Невской лавре. Нет ли некой загадки в том, что ваш отец, будучи офицером Советской Армии, сначала участвовал в крещении маленького сына, а потом, как и ваша родительница, не столько приветствовал ваш выбор монашеского пути, сколько именно смирился с ним?

 

– Да, действительно, с Санкт-Петербургом меня многое связывает. Ну, во-первых, моя покойная бабушка, мама моего отца, была коренной ленинградкой, а дедушка, папа моего отца, коренным рижанином-латышом. Но всю свою жизнь они прожили в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге

Во-вторых, я год прожил с родителями в Лахте и посещал 4-й класс средней школы в Ольгино. Потом мы возвратились с родителями в Ригу, так как моего отчима отозвали по военной службе обратно в ПрибВО (Прибалтийский военный округ).

Из разговоров с мамой я выяснил, что крестили они меня в Александро-Невской лавре сознательно. Конечно, тогда они ещё не могли предвидеть мой путь ко Христу и служению Церкви. Мама всегда думала, что я тоже стану военным или получу светское образование дипломата, поскольку немецкий язык мне легко давался с четвёртого класса. Но пути Господни неисповедимы, я стал служить не в армии, а в Церкви, живя в Германии. Общаясь с местными политиками и госпожой федеральным канцлером, в какой-то степени исполняю дипломатическую миссию, если это можно так назвать. Поэтому желание родителей исполнилось, но на совсем другой жизненной стезе. О чём я никогда не сожалел и не сожалею до сих пор. Я нашёл свой путь, своё призвание и благодарен за это Богу.

Родители не препятствовали моему решению. Наоборот, моя мама и сейчас помогает при нашем епархиальном управлении в Берлине.

– В 2000 году вы окончили Киевскую духовную семинарию, затем Киевскую духовную академию. В том же году были удостоены медали «Рождество Христово» II степени Украинской православной церкви Московского патриархата. Три года назад – ордена Святого Феодосия Черниговского. Насколько известные события в Украине привносят беспокойство в вашу душу? Обсуждают ли их послушники и служители монастыря в Гётшендорфе? Видите ли вы возможность лично содействовать умиротворению всех противоборствующих сторон?

– Украина мне очень близка и особенно славный город Киев. Очень много было пережито в этом городе. В связи с обучением на заочном отделении Киевской духовной семинарии, а затем и академии мне приходилось очень часто летать в Киев. Также мы часто ездили с нашим архиепископом Феофаном в город Белая Церковь, где жила его мама.

Украинцы очень хлебосольный и дружный народ, по крайней мере я их всегда видел такими. И когда порою задумываюсь о том, где бы я смог ещё жить, помимо Берлина, то ответ моего сердца один – в Киеве.

С большой болью в сердце слежу сейчас за событиями, которые развиваются в этой стране. До сих пор не могу понять, как в одночасье брат смог восстать против своего брата, как можно было допустить, чтобы погибало мирное население?! В нашей обители есть послушники из Украины, много прихожан приходит к нам на службы, которые родом из этой страны. Мы постоянно молимся вместе о мире и о здравии, а сейчас, увы, и об упокоении всех невинно убиенных в этой страшной войне.

Личной возможности содействовать умиротворению всех противоборствующих сторон я не вижу. Но знаю одно: пока все высокопоставленные политики этих противоборствующих сторон не сядут за круглый стол переговоров, ничего хорошего происходить не будет в стране, а военная ситуация будет только набирать обороты.

Хотелось бы, чтобы правительство Украины подумало о своих гражданах на Юго-Востоке, чтобы прекратилось массовое истребление мирного населения.

Вот об этом молитвы мои и братии нашей обители. Сегодня и повседневно.

«…И мы, увы, во злобе утопаем»

– В 2011 году вы написали для украинского певца Эль Кравчука песню «Моя надежда», с ней он выступил на «Евровидении». Как родилась идея этого сотрудничества? Что сбылось из надежды, о которой пелось в вашей песне? Если бы вы написали её сегодня, то оставили бы надежду той же или слова стали бы другими?

– Этот стих я написал в свой день рождения и выставил на интернет-страничке «Стихи.ру». Он первоначально не предназначался для песенного исполнения, а тем более для «Евровидения». Но, видимо, так было суждено, что украинский певец Эль Кравчук именно этот стих взял для своего конкурсного отбора на «Евровидении». Андрей (так зовут исполнителя) позвонил мне и попросил, чтобы я, как автор, дал разрешение на исполнение данного стиха в песенном формате. Я против не был. Мы связались с талантливым композитором из Петербурга Олегом Попковым, который написал музыку и аранжировку к этому стихотворению. Получилась некая рок-баллада. Андрей Кравчук пел о том, что есть у каждого из нас, – это надежда. У больного – надежда на выздоровление, у влюблённого – надежда на взаимность, а в данной ситуации надежда на скорейшее восстановление мира и спокойствия в Украине. Поэтому если бы я писал этот стих сегодня, то, наверное, оставил все слова без изменения. Как никогда, именно сегодня эти слова очень актуальны: «Ну почему жесток и этот мир, и мы, увы, во злобе утопаем. Порою даже сами и не знаем, куда идём и кто же наш кумир?!»

– Какова повседневная жизнь братии монастыря, стоящего на земле германской? Отличается ли она от жизни, быта братьев в российских православных монастырях? В Германии часто можно слышать об «упадке христианской веры». Ощущается ли это на примере монастыря? Многие ли сейчас хотят войти в ряды братии?

– Наша повседневная жизнь в монастыре практически ничем не отличается от жизни в других православных обителях Православной церкви. Помимо богослужений у каждого послушника есть свои обязанности и послушания. Этим летом работы немного прибавилось, так как у нас образовался маленький хозяйственный двор. У нас сейчас живут две козы, есть птичник с курами, гусями и утками. На нашем попечении есть ещё две кошки и сторожевая собака. Сама территория монастыря составляет площадь в 4 га, за которой тоже надо постоянно ухаживать: летом вовремя скосить траву, полить огород и сад, осенью и зимой всё это содержать в чистоте и порядке. Сейчас в монастыре проживают шесть человек, и, конечно же, со свободным временем у братии всегда очень напряжённо.

На нашу электронную почту приходит очень много писем как от коренных немцев, так и от наших соотечественников, проживающих в странах бывшего СССР, с просьбами о принятии на послушание в монастырь. К сожалению, мы пока не готовы к пополнению братии в обители по двум серьёзным причинам. Первая – наш братский корпус при монастыре рассчитан только на шесть человек, а вторая и весьма немаловажная причина – финансовая часть содержания братии. В Германии за каждого проживающего человека в монастыре мы обязаны платить обязательную медицинскую страховку. Без этой страховки власти просто не позволят оставаться в ФРГ на ПМЖ, проще говоря: не откроют либо не продлят национальную визу. Страховка стоит недёшево. Всё зависит от возраста человека и состояния его здоровья. К примеру, если человеку до 30 лет и у него нет хронических заболеваний, то за такого послушника мы обязаны будем платить каждый месяц до 200 евро. И это только за одного человека. Чем человек старше и, не дай бог, чем чаще он будет обращаться к врачам, тем дороже будет стоить медицинская страховка. Увы, но мы сейчас находимся в очень бедственном положении и денег едва хватает на пропитание братии.

Буквально в этом году канцлер Германии Ангела Меркель интересовалась у меня ходом строительства храма на территории монастыря. Её покойный отец, служивший евангелическим пастором в соседней деревне, одним из первых оказал свою моральную поддержку в идее строительства православного монастыря в Гётшендорфе. А мама госпожи Меркель и до сих пор частый гость в нашей обители.

Власти Германии сделали всё возможное, чтобы передать землю и строения в нашу собственность, – мы за это заплатили символический один евро. Но теперь наша общая обязанность, чтобы мы, сплотив наши силы, смогли достроить обитель, этот мост дружбы между нашими народами.

Отдельная благодарность Внешэкономбанку, который помогает нам строить храм. Ну и, конечно же, низкий поклон всем тем людям, которые вносят свою посильную лепту, каждый по мере своих сил и возможностей.

– Верующие друзья в Петербурге часто спрашивают меня, как относятся в Германии к православным. Нет ли на немецкой земле межконфессиональной вражды?

– Отношение к православным, живущим в Германии, очень тёплое как со стороны властей, так и со стороны коренного населения. Ни о какой межконфессиональной вражде не может быть и речи! Наоборот, во многих городах, где у нас есть свои общины, но нет православных храмов, мы безвозмездно или за символическую плату арендуем приходские помещения у католиков и евангеликов для совершения наших православных богослужений. Мы часто проводим совместные семинары и встречи, обсуждаем на них вопросы воспитания молодёжи, борьбы с наркоманией и алкоголизмом. В этом мы всегда едины.

«Люся Гурченко никогда не была атеисткой»


Людмила Гурченко часто беседовала с отцом Даниилом о религии

 


– Отец Даниил, хотелось бы, чтобы вы немного рассказали о благотворительном бале в Берлине, организованном прихожанами вашего собора.

– Вы, наверное, имеете в виду «Царский бал»? Он был организован моими хорошими друзьями в 2004 году. Все деньги были перечислены в фонд творчески одарённых детей России из малоимущих семей.

За эти годы было организовано немало благотворительных акций, в которых наша Берлинская епархия Русской православной церкви принимала непосредственное участие. Спасибо огромное тем артистам из России, имена без их согласия называть не буду, которые оказали нам поддержку в этих благих делах.

А те атеисты, которые клевещут на Церковь – пусть они приедут к нам, и мы покажем, как в действительности мы живём. Как многие священники работают на двух светских работах, дабы прокормить семью. Как часто не хватает денег, чтобы хоть мало-мальски содержать храм... Месяц жизни с нами – и тогда, быть может, они поменяют своё мнение.

– Людмила Марковна Гурченко, участвовавшая в 2004 году в организации упомянутого благотворительного «Царского бала», долгие годы была вашим душевным другом. Если можно, расскажите об её отношении к Богу? До сих пор, к сожалению, среди обывателей популярна байка о чуть ли не воинствующем безбожии замечательной актрисы.

– Увы, после ухода Людмилы Марковны столько всего понаписали о её отношении к религии… Всегда задавался вопросом: «Зачем?!» Если она при жизни старалась делиться этим сокровенным вопросом только со своими близкими, то зачем сейчас ворошить эту тему публично?!

Могу с уверенностью и с чистым, искренним сердцем сказать на правах её друга, друга её семьи, что Люся никогда не была атеисткой. Как бы ни хотели атеисты и враги Церкви приписать её в свои ряды, мой ответ один: «Это всё ложь и провокация!» Мы лично с ней общались очень много времени на тему веры в Бога. Прилетая в Берлин, она обязательно первым делом приезжала со мной в наш кафедральный Свято-Воскресенский собор.

Да, она, может, и не была постоянной прихожанкой какого-то определённого храма, но никогда не отрицала бытие Бога и никогда плохо не отзывалась о Церкви. Наоборот – тянулась к храму. Её интересовали многие вопросы, касающиеся религии и нашей веры, она искренне и не стесняясь их мне задавала. Но это отдельная тема, которой мне со временем хотелось бы уделить больше внимания. Думаю, что такая возможность ещё представится. Я лично на данный момент спокоен, что мы заочно отпели Людмилу Марковну в Берлине, в нашем кафедральном соборе. В том храме, где она любила бывать при жизни, находясь в Берлине.


Игумен Даниил говорит, что отношение к православным в Германии – самое тёплое




 


справка «нв»

Игумен Даниил (в миру Андрис Ирбитс) родился в Риге в 1976 году. В 1992 году пострижен в иноки с именем Василиск архимандритом Кириллом (Бородиным), бывшим в то время настоятелем храма Святой Троицы в Риге. В 1995 году вместе с семьёй переехал в Германию. В январе 1996 года по благословению архиепископа Берлинского и Германского Феофана (Галинского) становится его личным секретарём. В 1997 году рукополагается в иеродиакона, а через некоторое время постригся в монашество с наречением имени Даниил – в честь пророка Даниила. В 1998 году рукоположен в иеромонаха. В 2006 году возведён в сан игумена. Указом архиепископа Берлинского и Германского Феофана назначен наместником монастыря великомученика Георгия в Гётшендорфе – единственного православного монастыря в Германии. В 2009 году во внимание к усердным трудам во благо Русской православной церкви награждён к празднику Пасхи Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Патриаршей грамотой. Член Епархиального совета Берлинской епархии. Постоянный член Комитета по интеграции при Федеральном ведомстве канцлера Германии. Игумен Даниил остаётся клириком кафедрального собора Берлина и секретарём архиепископа Берлинского и Германского Феофана, ответственным за связи Берлинской епархии РПЦ с общественностью и органами власти. Отец Даниил пишет стихи, прозу. Номинант Национальной премии Российской Федерации «Поэт года – 2011».

 

Беседовал Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь