Авто нынче не то
Тренировочные площадки многих автошкол будут пустовать до тех пор, пока центры водительского мастерства не пройдут переаттестацию.
Петербуржцы в недоумении – желающие влиться в стройные ряды водителей не могут записаться на обучение в автошколы. Инструкторы по вождению стараются не набирать новые группы, ограничиваясь обучением тех клиентов, которые успели попасть в классы до начала августа. Как выяснил корреспондент «НВ», во внезапном дефиците автошкол виноваты новые требования, предъявляемые к обучающим структурами ГИБДД.
По словам автоинспекторов, требования, предложенные Минобрнауки, вступили в силу 12 августа. Те петербуржцы, которые успели записаться в автошколы до этого срока, будут сдавать на права по старой схеме. Остальным же придётся готовиться к более жёсткому процессу обучения.
– В первую очередь стоит отметить, что увеличивается сам срок обучения, – рассказали корреспонденту «НВ» в Управлении ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – А каждую учебную машину в обязательном порядке необходимо оборудовать системой видеофиксации действий ученика.
В частности, новая программа подготовки водителей с правами категории «B» включает в себя 134 академических часа теории, тогда как прежде было 106 часов. В практической части «откатать» придётся 56 часов на машине с механической коробкой передач или 54 – на автомате, что больше на 4 часа по сравнению с прежними требованиями.
Продолжительность курса составит около 3,5 месяца, при этом сдать экзамен в ГИБДД экстерном не получится. Зато ценители автоматической трансмиссии смогут выдохнуть и навсегда распрощаться с педалью сцепления, демонстрируя свои навыки на автомобиле с автоматической коробкой передач.
Кроме того, в курс вождения вводятся новые предметы. Обязательными стали знания об оказании первой медицинской помощи, а также о том, как обеспечить безопасность каждого пассажира в автомобиле во время движения. Впрочем, многие опытные инструкторы уверены: часть из них попала в обучающий курс случайно и на дороге вряд ли пригодится.
– Взять хотя бы предмет под названием «психофизические основы деятельности водителя», – говорит инструктор с 15-летним стажем Алексей Егоров. – Предполагается, что, прослушав несколько занятий на эту тему, водители начнут контролировать свои эмоции и относиться более спокойно к непредвиденным и стрессовым ситуациям на дороге. Не вижу смысла в новом предмете, лучше бы отвели больше времени на практику вождения.
Само по себе прохождение экзамена также изменится. Неправильный ответ приведёт к необходимости отвечать на пять дополнительных вопросов. А это, по мнению специалистов, поможет экзаменаторам дать объективную оценку готовности будущего водителя к началу автомобильной практики, что крайне важно, ведь ошибки на экзамене приводят к трагедиям на дороге. Именно водители-первогодки за последние три года становились виновниками ДТП в 85 процентах случаев. Новые поправки, подчёркивают в ГИБДД, призваны снизить аварийность среди начинающих автомобилистов.
Но вернёмся к петербургским автошколам. Набирать новые группы учеников им мешают не только новые правила, но и изменившийся технический регламент. По нему каждый центр водительского мастерства должен иметь свою тренировочную площадку (размерами не меньше 0,24 гектара). Причём не просто огороженный участок земли, а особую зону, на территории которой необходимо оборудовать места для 12 упражнений, среди которых традиционные эстакада, разворот, змейка, заезд задом в гараж и другие.
Кстати, особо настырные горожане уже сегодня могут записаться в группы обучения водительскому мастерству, нужно лишь хорошенько поискать. По данным корреспондента «НВ», около 15 процентов петербургских автошкол уже прошли переаттестацию, получили новые лицензии и готовы начать новый учебный год.
– О том, что новые правила вступят в силу, было известно давно, поэтому мы ещё в апреле получили все необходимые документы и теперь спокойно набираем учеников, – сообщили в одной из крупных городских автошкол. – Новые группы начнут работать с 16 сентября (для тех, кто хочет обучаться в будние дни) и с 28 сентября (по выходным).
Впрочем, большинство автошкол переаттестацию ещё не прошло, поэтому набор обучающихся временно приостановили. Но, как выяснилось, совсем ненадолго. Перерегистрация занимает не так много времени, поэтому уже в сентябре-октябре большинство из них возобновит работу.
Так или иначе, но уже в конце осени ГИБДД начнёт принимать экзамены у кандидатов в водители по-новому. По данным Госавтоинспекции, в 2013 году инспекторы приняли у россиян 10,1 миллиона экзаменов, при этом права получили 2,2 миллиона человек, то есть пятая часть обучающихся в автошколах. Удастся ли с помощью новых требований снизить аварийность среди новичков на ожидаемые 25–30 процентов, покажет время.
О том, что новые правила вступят в силу, было известно давно, поэтому мы ещё в апреле получили все необходимые документы и теперь спокойно набираем учеников. Работаем по новым правилам, так что никаких сложностей не видим.
Представитель одной из городских автошкол
Никита Рубцов, editorial@nv.net.ru. Фото Александра Гальперина