Он был уникален даже в своей скромности
«Я шагаю по Москве», «Осенний марафон», «Служебный роман» – музыка ко всем этим фильмам, написанная Андреем Петровым, навсегда остаётся в сердце.
Во вторник Андрею Павловичу исполнилось бы 84 года. С «Авророй» у композитора складывались особые отношения. Практически все фильмы с его музыкой демонстрировались здесь. Не было случая, чтобы Петров по просьбе администрации кинотеатра отказался выступить перед зрительской аудиторией. Более того – когда для Малого зала «Авроры» потребовалось приобрести рояль, Андрей Павлович с готовностью вызвался лично выбрать инструмент.
Вообще, он был удивительно чутким и тактичным человеком. Было очевидно, что ему приятно помогать людям, доставлять им удовольствие. Несколько десятилетий Петров возглавлял Союз композиторов нашего города, и все эти годы, которые трудно назвать безоблачными, среди авторов не возникало громких конфликтов, поскольку он умел «разруливать» любую ситуацию. Он не любил кабинетную, «управленческую» работу, но отказаться от поста не мог, поскольку в своё время именно его рекомендовал на должность председателя Дмитрий Шостакович, настаивавший на продвижении молодых (а Андрею было тогда чуть более 30).
Со свойственным ему юмором Петров рассказывал, как преодолевал скуку во время многочисленных бесполезных заседаний, которые ему в соответствии с занимаемой должностью необходимо было посещать. Когда слушать бесконечные разнарядки и наставления становилось невмоготу, композитор, благо обладал абсолютным слухом, начинал сочинять музыку. Чтобы никто из присутствовавших не догадывался об этом, Петров пользовался не значками, а буквами, соответствующими каждой ноте. И не посвящённому в эти тонкости человеку казалось, что председатель Союза композиторов старательно конспектирует речь выступающего. На удивление, именно на таких заседаниях было написано несколько довольно известных композиций.
В мире музыки за Андреем Петровым прочно закрепилась слава современного классика. Композитор любил повторять, что в творчестве его вдохновляет сама атмосфера города на Неве. Автору этих строк посчастливилось неоднократно беседовать с ним, и всякий раз этот разговор приносил радость – поражала открытость Андрея Павловича, его обходительность, желание наиболее подробно и откровенно ответить на все поставленные вопросы.
А ещё удивляла необыкновенная скромность этого человека. Такой вот пример. Одним из последних произведений Петрова стал мюзикл «Капитанская дочка», который Петров представлял петербуржцам в Академии театрального искусства на Моховой. После спектакля Андрей Павлович долго рассказывал о своих любимых мюзиклах, особо выделив «Вестсайдскую историю». Зная, что он недавно показывал свою «Капитанскую дочку» в Америке, я поинтересовался, как за океаном оценили это произведение. Мой собеседник вздохнул: «Наверное, я не должен вам этого говорить». «Но почему?» – вырвалось у меня. «Это будет нескромно, – последовал ответ. – Там спектакль очень понравился». В этих словах для меня – весь Андрей Павлович. Воистину, даже в своей скромности он был уникален.
Евгений Тихомиров. Фото из архива «НВ».