Москва и Петербург: найдите пять отличий
На этой неделе в Москве открылась очередная пешеходная зона с комплексным благоустройством, которая стала самой протяжённой в Европе. Её длина – 6,5 километра.
Москва, отмечающая, кстати, сегодня День города, традиционно занимает первые места в рейтинге самых комфортных для проживания и благоустроенных городов. Петербург тоже не лыком шит и позиций в топах не сдаёт. Тем не менее в последние годы Первопрестольная развивается куда активнее столицы северной. «НВ» решило посмотреть, что же такое есть в Москве, чего нет в Петербурге.
Дай совет чиновнику – получи бонус
Первое, в чём столица может дать фору Петербургу, – городские информационные интернет-порталы. Они не только удобны и понятны даже для неискушённого пользователя, но и дают самую полную информацию, какую только можно выложить в открытых источниках о городском хозяйстве или работе правительства. Сравнение сайтов московского правительства с электронными ресурсами Смольного явно не в пользу последнего.
Некоторые порталы были созданы по инициативе мэра Сергея Собянина для налаживания прямого диалога с жителями. Например, ресурс «Наш город», посредством которого москвичи могут пожаловаться на любую городскую проблему. С сайта можно скачать приложение на мобильный телефон и отправлять с него собранные в городе фотофакты, а также следить за дальнейшей судьбой своей жалобы, контролируя своевременность и качество проводимых работ. Или просто изучать на интерактивной карте, в каком уголке столицы непорядок, будь то размалёванная граффити стена дома или припаркованный на газоне автомобиль. Что проблемы решаются не на словах, а на деле, можно легко убедиться, зайдя в раздел отчётов, где помимо прочего выкладываются фотографии с изображением того, что изменилось после принятия необходимых мер. Помимо этого можно оценивать работу государственных учреждений и конкретных сотрудников, вносить собственные предложения по тому, как сделать жизнь в городе лучше. У дорог есть отдельный портал, у домов – тоже. В итоге на интерактивные порталы реализованного в столице проекта «Открытая Москва» теперь приходит свыше пяти тысяч сообщений в неделю, что гораздо больше, чем принимается жалоб и заявлений в традиционной форме. Это ж какая экономия бумаги и казённых средств на почтовую пересылку получается!..
...Сейчас по аналогии с «Нашим городом» создан «Наш Санкт-Петербург». Пока он заметно уступает столичному собрату и по посещаемости, и по своему функционалу. Но и Москва не сразу строилась, так что, может быть, этот портал окажется удачливее предыдущих попыток городских чиновников устроить интернет-смычку жителей города и власти. И хотя бы не уступит по активности пользователей и действенности известному «Заливает.СПб», созданному петербургским активистом Фёдором Горожанко.
Пожалуй, один из самых интересных столичных порталов, аналогов которому в Питере нет, – «Активный гражданин». Регистрируешься, принимаешь участие в обсуждении важных городских вопросов, в голосованиях, которые помогают чиновникам понять отношение граждан к тому или иному предложению или решению, – и получаешь за это баллы, которые впоследствии можно обменять на скидку в магазине, парковочные часы, билет в театр или кино. На днях стало известно, что у наиболее активных пользователей появится особая привилегия – доступ в закрытые зоны отдыха на городских праздниках и VIP-приглашения на знаковые торжества, организуемые мэрией. В частности, сегодня на торжествах в честь Дня города самые «активные граждане» будут присутствовать в качестве почётных гостей на трибунах у стен Кремля. Не слабо, да?
Жители Москвы к платным парковкам уже привыкли. В Петербурге же первая платная парковка откроется в середине сентября.
Ремонт улиц «под ключ»
Комплексное благоустройство улиц – ещё одна столичная фишка. Теперь облагораживание улиц не размазывается на годы по видам работ, когда каждый следующий этап наносит ущерб результатам предыдущих новаций, а делается всё сразу от ремонта фасадов домов и расширения тротуаров до разбивки клумб и организации велосипедных дорожек. Соответствующая общегородская программа стартовала нынешним летом, а первые результаты нового подхода к благоустройству городской среды москвичи успели увидеть уже под занавес сезона на Пятницкой, Покровке, Маросейке.
Основная цель программы, а с нею и комплексного благоустройства – создание благоприятной среды для пешеходов и велосипедистов. В итоге если ещё недавно автомобильное движение по Пятницкой шло по четырём полосам, то теперь их осталось две. Пешеходы же могут идти навстречу друг другу, не толкаясь локтями, а велосипедисты получили отдельную полосу для проезда. И это помимо сияющих свежей краской зданий, нового уличного освещения, озеленения, уличной мебели, исчезнувшей несанкционированной или просто уродующей облик магистрали рекламы и так далее.
Как ни странно, нашлись те, кому и это не в радость. В частности, на днях депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин, потребовав от Счётной палаты провести проверку потраченных на комплексное благоустройство средств и выяснить, не попилили ли чиновники бюджет на Пятницкой, Покровке или Маросейке, честно признался, что не разделяет восторгов граждан.
– Чем нам предлагают восторгаться? – пожимает плечами депутат. – Тем, что в XXI веке в Москве наконец-то начал работать велопрокат и появились три улицы с велодорожками? Тем, что покрасили сотню фасадов в центре города? Кто-то всерьёз считает, что это величайшее достижение в градостроительной политике команды мэра?
Комплексное благоустройство превратило Пятницкую улицу в место, где комфортно всем – автомобилистам, пешеходам, велосипедистам.
Парки по заявкам
Ещё одна новация в жизни столицы – народные парки. Своё название они получили потому, что создавались исключительно по адресам, названным самими горожанами. Чиновникам много лет подряд шли письма с просьбами превратить заброшенные территории и пустыри, которые есть в каждом районе, в комфортные зоны отдыха. И вот в конце 2012 года мэр Сергей Собянин предложил собрать все «тревожные» адреса воедино и устроить голосование в интернете. Из предложенных 160 отобрали 104. Уже в 2013 году было создано 52 народных парка. Примечательно, что создание половины из них профинансировано частными инвесторами, поскольку для городской казны обустроить все адреса было бы весьма накладно, по словам заместителя мэра Москвы Петра Бирюкова, обустройство одного гектара того же пустыря обходится в семь миллионов рублей. В каждом народном парке мостятся плиткой тропинки, обустраиваются велодорожки, создаются детские и спортивные площадки. Пожелания к тому, что должно быть в парке, высказывают сами москвичи.
Одновременно реализуется программа создания пешеходных зон. Как заявил Сергей Собянин, места для отдыха на свежем воздухе должны быть «в шаговой доступности от жилья», а посему в каждом административном округе столицы планируется создать минимум три пешеходные зоны и пять народных парков. Темпы реализации задуманного в Первопрестольной более чем достойные. Например, в 2013 году число благоустроенных зелёных зон увеличилось в два с половиной раза по сравнению с 2012-м. В прошлом году объём финансирования содержания и создания зелёных зон увеличился более чем на 11 процентов и составил 15,3 миллиарда рублей. На 2014–2016 годы запланировали потратить на городскую зелень ещё 31 миллиард. В Петербурге же, напротив, – финансирование благоустройства и озеленения в этом году сократилось на 7 процентов. А знаете, сколько в Москве площадок для выгула собак? 504! В Петербурге же их всего несколько десятков, а план по созданию площадок в прошлом году, например, был реализован лишь наполовину. Вот и получается, что штрафы за выгул в неположенном месте есть, а положенных мест нет.
Вот с чем в Петербурге сдвинулось дело с мёртвой точки, так это с велопарковками и прокатом велосипедов. Конечно, пока столичным масштабам нашим велосипедистам остаётся завидовать, но перспективы избавиться от этой зависти неплохие.
Отправь SMS и припаркуйся
Широкая сеть столичных платных парковок работает во всю мощь. А ведь пилотный проект был создан всего лишь два года назад! Для удобства автовладельцев создано специальное мобильное приложение, благодаря которому оплатить парковку можно по мобильнику одним нажатием кнопки. Или отправив SMS. Открыв в приложении карту города с расположением парковок, столичный автомобилист может увидеть, где ближайшая стоянка, какова цена за час, сколько имеется свободных мест. За непродолжительное время существования платных парковок скорость движения на дорогах, согласно оценкам экспертов, увеличилась на 12 процентов, нарушать правила парковки стали более чем на 60 процентов меньше, а количество личного транспорта, въезжающего в пределы Садового кольца, сократилось на четверть – жители спальных районов, которые желают сэкономить, доезжают на автомобиле до ближайшей станции метро и в центр добираются уже в подземке.
Помимо прочего, платные парковки стали неплохим подспорьем для городской казны. Все собранные средства направляются в муниципалитеты районов пропорционально количеству собранных на их территории «парковочных» денег, а затем вкладываются в благоустройство.
В Петербурге же первая платная парковка на Караванной улице должна открыться 15 сентября. Поначалу она будет функционировать в демонстрационном режиме. В дальнейшем география платных парковок будет расширяться. Однако результаты от нововведения, которое так хорошо зарекомендовало себя в столице, в Петербурге могут оказаться сомнительными.
– Так произойдёт, если не будет мобильных комплексов фиксации правонарушений, – поясняет заместитель председателя комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Алексей Ковалёв. – Без фиксации личности правонарушителя владельца транспортного средства могут оштрафовать только согласно данным автоматической фиксации правонарушений. В Москве введено 150 автомобилей с системой глобального позиционирования и фиксацией, которые два года до появления платных парковок фиксировали нарушения. В результате в столице резко сократилось число желающих неправильно припарковаться, а собираемость штрафов возросла до 70 процентов. Только после этого в столице открыли платные парковки. В Петербурге же на сегодня ни одного мобильного комплекса фиксации правонарушений нет. В результате может оказаться, что парковки будут стоять пустыми, а все машины так и останутся незаконно стоять во дворах, на тротуарах и газонах. И никто ничего с ними не сделает.
Без такой автоматической системы и высказанная намедни и. о. губернатора Петербурга Георгием Полтавченко идея сделать платным въезд в центр города может оказаться нереализуемой.
– Нужны считывающие устройства, автоматическое списание средств со счетов проезжающих автомобилистов, – поясняет Алексей Ковалёв. – Ну не шлагбаум же на въездах в центр ставить!
Вашу карту, москвич!
Ещё одна штука, которая есть только у москвичей, – это их социальная карта. Существует она уже 13 лет и настолько прочно закрепилась, что категорически отказывается сдавать позиции новой универсальной карте. Пользуются ими пенсионеры, граждане, имеющие право на получение тех или иных социальных льгот, инвалиды, учащиеся и другие категории граждан. В общей сложности социальными картами москвича пользуются более 4,5 миллиона человек. У этого кусочка пластика, похожего на банковскую карту, масса функций. Он может выступать в качестве проездного на всех видах транспорта, как тот же питерский «Подорожник», предъявителям карты полагаются скидки в некоторых аптеках, магазинах, химчистках. На неё записываются электронные талоны на питание для малоимущих граждан, с её помощью можно позвонить по таксофону, на неё можно попросить перечислять пенсию, а также оформить кредит. Очень удобно! Также около 400 лечебных учреждений столицы оборудованы специальными устройствами, которые принимают социальную карту наравне с полисом ОМС, что позволяет заметно сократить время записи к врачу и снизить количество ошибок.
Опрос
«НВ» обратилось к петербуржцам, ныне живущим и работающим в Москве, с вопросом, чего столичного им не хватает на берегах Невы, а чего питерского – в столице.
Елена Драпеко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре:
– Если взять такую проблему, как пробки на дорогах, то мне кажется, что в центре города и у нас, и в Москве одинаковая затычка. Но что в Москве хорошо, так это возможность платить за парковку по мобильному телефону посредством SMS. Вот это очень удобная система! Конечно, как только в центре столицы сделали платные парковки, стало немножко легче ездить, поскольку многие в целях экономии стали активнее пользоваться общественным транспортом. Поскольку я часто летаю самолётами, обратила внимание на разницу в обслуживании в аэропортах. Такой красивый аэропорт построили в Петербурге! А персонал набрали очень недоброжелательный к пассажирам. Что у сотрудниц ни спросишь, а в ответ такое выражение лица и тон голоса, как будто ты им в тягость. Вот это очень заметно после Москвы, где, видимо, персонал аэропортов лучше выучили.
Сергей Мурзин, актёр театра и кино, режиссёр:
– Сейчас, находясь на Васильевском острове, ощущаю характерный резкий запах из подворотен. В Москве этого точно нет. У нас же в центре Питера этот аромат сплошь и рядом – стоит только отойти от центральной улицы и приблизиться к аркам, ведущим во внутренние дворы. Также в Питере не хватает московской остроты и напористости. Все дела делаются в три раза медленнее и с оглядкой: «А что я за это получу?» В Москве же, в свою очередь, лично мне не хватает питерской обстоятельности. Там важно не то, что ты за человек, а во что ты одет, какие на тебе часы и какой у тебя мобильник. Также не хватает исторического духа. Когда приезжаешь в Петербург, понимаешь, что это – город с богатой историей, город-музей. Тебе в нём свободно и легко. Москва, как мне кажется, этим похвастаться не может. Но объединяет в плане городского обустройства обе столицы одно – очень малое количество урн на улицах. Мусор некуда выбросить!
Елена Красникова, главный редактор журнала «Антенна – Телесемь»:
– И в Петербург, и в Москву я приезжаю домой. Но один дом – это детство. А другой – здесь и сейчас. Подумала сейчас и поняла: мне всего хватает – и в Петербурге, и в Москве. Соскучилась – приехала в Питер. Нет – сижу в Москве. И я бы не хотела, чтобы в столице я вдруг увидела шпиль Адмиралтейства вместо «Рабочего и колхозницы». Лучше сохраню своё детство нетронутым и буду возвращаться туда, когда захочу.
Бюджеты двух столиц на 2014 год
Москва
Доходы – 1528,7 миллиарда рублей
Расходы – 1745 миллиардов рублей
Петербург
Доходы – 409 миллиардов рублей
Расходы – 472 миллиарда рублей
Анна Кострова, editorial@nv.net.ru. Фото ИТАР–ТАСС