Северо-Запад

Новый порт – мощный импульс для развития анклава

09 сентября

 

 

Скоро тишину этого берега нарушит гул строительной техники.

 

В конце сентября на международном инвестиционном форуме в Сочи будет официально объявлено о старте нового проекта, весьма значимого для Калининградской области. И уже спустя несколько месяцев, несмотря на осложнившуюся международную обстановку, на побережье русской Прибалтики в городе Пионерский начнётся строительство современного пассажирского терминала. Его строительство принесёт Калининградской области не только финансовые дивиденды…

С тех пор как Калининградская область в силу геополитических процессов оказалась оторванной от остальной части страны, вопросам безопасности региона, как продовольственной, энергетической, так и логистической, в Москве уделялось повышенное внимание. Можно вспомнить и о морской переправе Усть-Луга – Балтийск – Засниц, и о железнодорожном паромном сообщении, действующем на том же направлении. В реализацию этих ёмких и непростых проектов направлялись серьёзные средства. Притом заранее было понятно: во многом государственные инвестиции вкладывались не ради экономической выгоды, а для того, чтобы жители области не испытывали чувства политической клаустрофобии.

Однако прежние проекты, ряд из которых так и не был реализован до конца, не идут ни в какое сравнение с будущим пассажирским терминалом. По ряду причин…

…В первую очередь потому, что организация отдельных линий и возведение современного порта по всем международным стандартам и со всей сопутствующей инфраструктурой – совершенно разные вещи.

По сути, авторам замысла предстоит не оборудовать отдельный пирс, взятый к тому же в аренду, а именно построить с нуля терминал, способный обслуживать как крупные пассажирские лайнеры, так и маломерные суда. Построить вместе с гостиницами, точками общепита, со всеми атрибутами цивилизации и со всей необходимой инфраструктурой.

Мы много говорим о туристической привлекательности региона, но ведь сколько раз ни произнеси слова «халва», во рту слаще не станет. Морской туризм сегодня одно из перспективных направлений этой индустрии. Путешественников привлекает и мобильность, и сервис, и возможность сходить на берег в течение 72 часов, не утруждая себя получением визовых разрешений. Чтобы убедиться в перспективах этого направления, достаточно посмотреть на интенсивность захода туристических судов в соседнюю Клайпеду. А там умеют считать деньги.

Ни для кого не секрет – идея строительства терминала витала в воздухе давно. Но подвести её к реализации до нынешнего дня не получалось по ряду причин. Инвесторы отказывались от порта в Калининграде, ссылаясь на сложности фарватера и длительность прохождения по одноимённому каналу. Частный бизнес не собирался вкладываться и в гавани режимного Балтийска, где все причалы и пирсы принадлежат Министерству обороны РФ. Поэтому ставка на небольшой курортный Пионерский оказалась логичной и своевременной.

Тем более что прежде в городке находилась база океанического флота. Поэтому здесь отчасти сохранилась и инфраструктура, но самое главное – квалифицированные кадры для обслуживания судов. Географическое положение Пионерского также сыграло в итоговом выборе не последнюю роль. На берегу моря, с удобной гаванью как раз посредине между Литвой и Польшей. Крайне актуальный маршрут для владельцев яхт и катеров. Просто раньше не всякий капитан «маломерки» рисковал отправиться в путешествие, сознавая, что на его пути не будет бухты, где можно и укрыться от непогоды, заодно пополнив запасы продуктов и воды. Чтобы понять востребованность данного маршрута, стоит привести лишь одну цифру. Только в городках на побережье Вислинского залива соседней Польши сегодня зарегистрировано более 40 тысяч маломерных судов! Прибавьте сюда калининградских любителей морского отдыха, литовских рыбаков и яхтсменов. Получится очень перспективное число потенциальных клиентов. Именно цифры, озвученные и подтверждённые, убедили инвесторов вложиться в проект. Частный бизнес вряд ли рискнул бы тратить деньги на сомнительное предприятие. Поэтому будущие строители порта, подсчитав реальный пассажиропоток, поняли, что в накладе не останутся и достаточно быстро вернут вложенные средства.

Стоит заметить, что тому моменту, когда будет официально объявлено о начале важного для всего Северо-Запада проекта, предшествовала непростая, порой рутинная работа. Руководству региона приходилось отстаивать свою позицию и перед частным бизнесом, и перед чиновниками Минтранса России. Будем справедливы, когда четыре года назад Николай Цуканов обещал довести идею своих предшественников до практической плоскости, многие относились к словам только что назначенного губернатора с нескрываемым скепсисом. Но именно целенаправленность главы региона, обязавшего работать на будущий порт и подчинённых, и возможных лоббистов, привела к этой важнейшей для области победе.

Понятно, что новый терминал станет очередным импульсом для развития российского анклава. А увеличение туристического потока принесёт Калининграду не только банальные финансовые дивиденды, хотя и о доходах забывать не стоит. Самое важное, что федеральные и областные власти, последовательные в своих действиях, придерживаются тезиса, что область должна стать витриной России в Европе. И создание современного терминала только поспособствует реализации этого стратегического направления.

Николай Власенко, представитель Калининградской области в Совете Федерации. Фо­то Ильи Козырева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно