«Интернет полезен, но обращаться с ним нужно осторожно»
«Блог школьного всезнайки» Сергей создал, когда ему было всего 12 лет.
Теперь трудно представить себе, что не так давно мы жили без мобильных телефонов, различных гаджетов, социальных сетей. Кажется, что современные технологии во многом опережают время и мы не всегда поспеваем за всеми новшествами. Узнавать какую-либо информацию в век интернета стало намного легче, но относиться к ней надо осторожно, так как не всегда сказанное и написанное там соответствует действительности. Присутствие Всемирной паутины в жизни человека имеет и побочные явления – люди стали больше времени проводить за компьютером, а следовательно, меньше читать, реже ходить в кино, да и общение стало преимущественно виртуальным. Появилось новое направление – блогерство, отношение к которому весьма неоднозначное. Тем не менее если интернетом пользоваться умело, то пользы в нём гораздо больше, особенно для молодёжи. Ярким тому доказательством являются успешные интернет-проекты Павла Дурова, Марка Цукерберга и других предпринимателей. Мы предлагаем вниманию читателей рассказ об одном из самых молодых блогеров, который с детства использовал интернет для просветительских целей и добился в этом значительных результатов.
Основателю и руководителю подросткового научно-просветительского портала «Блог школьного всезнайки» Сергею Абрамову недавно исполнилось 18 лет. Его хорошо знают в предпринимательской среде и, несмотря на столь молодой возраст, называют «компьютерным гением», «юным дарованием», «самым молодым бизнесменом» и так далее.
– Я инициирую разные проекты для школьников в интернете – так юноша говорит о своей деятельности. – Ставлю перед собой цель защитить детей в киберпространстве от различных вирусов, от вредоносной информации, от порнографии, от ненужного общения. Интернет полезен в том смысле, что можно стартовать с ноля, как это произошло со мной, но обращаться с ним нужно осторожно.
Занимаясь тематикой профилактики кибербезопасности, Сергей участвовал в обсуждении проекта Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившего в силу в 2012 году. Позже создал специализированный портал «Сетевичок», а теперь является одним из экспертов Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, руководимой сенатором Людмилой Боковой.
Абрамов не позиционирует себя как бизнесмен, а просто занимается любимым делом. Существующий исключительно на спонсорские деньги «Блог школьного всезнайки» создан в 2008 году. Таким образом, в момент появления его создателю было всего 12 лет. Достигнув совершеннолетия, Сергей смог зарегистрировать собственное ООО. Правда, как такового заработка у него нет, но есть возможность покрывать командировочные расходы. Есть своя небольшая команда – четыре школьника, которые готовят журналистские материалы. Также блог открыт для сотрудничества с внештатными авторами на общественных началах.
– Не отношусь к своей деятельности как к работе, – рассуждает школьник. – Я учусь в 11-м классе, и главное для меня на сегодняшний день – учёба, а всё остальное – хобби. Тематика наших материалов самая разнообразная, но ориентирована на определённую возрастную группу. Школьникам неинтересно читать про тот же Лувр в «Википедии». Поэтому любой контент мы перерабатываем так, чтобы для подростков было доступно и увлекательно.
Проект Сергея Абрамова возник из его же идеи о создании школьного телевидения, которую не удалось осуществить. Вот как он сам вспоминает об этом:
– Я люблю кататься на коньках и на роликах. Учась в 5-м классе, частенько бывал на ледовом катке в крупном торговом центре и с удовольствием помогал младшим ребятам. Меня заметили и предложили приезжать по выходным и заниматься с малышами в обмен на бесплатное катание и питание. Это был мой первый трудовой опыт, первая сделка в жизни. Там я познакомился с директором и поделился с ним идеей о создании телеканала «Моя школа». Найдя у собеседника понимание и готовность спонсировать эту затею, составил бизнес-план, однако поставил условие, что рекламы торгового центра не будет. Договорившись с руководством, отправился к директору школы, но поддержки не нашёл и получил категоричный отказ. По всей видимости, доводы пятиклассника были неубедительными. Тогда подумал: «А почему бы что-то подобное не сделать в интернете?» Так появилась E-parta – электронная парта школьника в дополнение к школьной программе, потом был добавлен развлекательный контент. Года через три, когда ресурсы были исчерпаны, нужно было искать дополнительные средства. Как раз в то время у нас в городе проходил Международный конкурс стартапов, на котором была возможность в случае успешной презентации проекта обрести спонсоров. Естественно, я этим воспользовался. Но кроме денег для меня важен ещё и тот опыт, которым со мной делятся старшие товарищи.
Будучи коммуникабельным, Сергей много общается с взрослыми. Кого-то даже удаётся привлечь к сотрудничеству. В частности, в его блоге выступают с лекциями ведущие специалисты из разных областей, преподаватели вузов. Большую онлайн-конференцию для юных подписчиков провёл Валерий Гергиев, небольшой любитель давать интервью. Общение ребят с маэстро оказалось удачным, и в дальнейшем в блоге и на других школьных сайтах шли трансляции постановок Мариинского театра.
Все эти годы Сергей Абрамов активно участвует в молодёжной образовательно-деловой программе «Бизнес для меня», в которой состоит в экспертном жюри. Всячески оказывает поддержку другим детским инициативам, распространяет в блоге информацию о талантливых сверстниках, пытается сблизить два разнополярных мира – взрослый и детский.
– У нас, к сожалению, дети не приучены к тому, что надо трудиться, – рассуждает повзрослевший Абрамов. – Получается, что до 18 лет человек живёт в одном измерении, а вступив во взрослую жизнь, оказывается к ней не подготовленным. Даже если рассуждать чисто прагматически, то такой подход невыгоден государству, потому что не приученный к труду человек не сможет вернуть государству его вложения. То есть он не будет нормально работать, а государство не получит от него налоги. У детей выработан стереотип предпринимателя – красивый, успешный, разъезжающий на иномарке и питающийся в дорогих ресторанах. Но нет понимания, что за всем этим – работа, вложения, лишения и так далее. То же самое касается и юристов, и менеджеров, и программистов. Я уж не говорю, что пропал интерес к рабочим специальностям. В ближайшее время в блоге стартует специальный проект для популяризации человека труда. Мы будем ходить на производства и создавать просветительские видеоролики с рассказом о разных специализациях.
Сам Сергей пока не определился с выбором профессии. В своей будущей деятельности он хотел бы совместить те направления, которыми занимается сегодня, – журналистику, законодательство, государственное администрирование, педагогику, маркетинг, менеджмент и общественную работу. Что же касается блога, то автор предполагает расширить его аудиторию, привлечь внимание не только детей и подростков, но и молодёжи в целом, включая студенческую среду, начинающих специалистов, военнослужащих. Кстати, Сергей, считающий себя законопослушным гражданином, не собирается «косить» от армии, только вначале хочет окончить тот вуз, который изберёт для обучения.
– Долг Родине надо отдавать, как бы это громко ни звучало, – заявляет юноша. – Вообще блог многому меня научил и выработал понимание жизни. Я развивался и рос вместе с ним. Может быть, слишком рано повзрослел, зато к совершеннолетию уже что-то есть за плечами. Анализируя свои поступки, часто ругаю себя за сложный характер. У меня большой круг общения, но друзей только двое. Ближайшая цель – подготовиться к ЕГЭ, а главное желание на сегодняшний день – встретить девушку. Для любого делового человека вторая половина создаёт мотивацию для успешной работы.
«Бизнес для меня» поможет молодым и предприимчивым
Образовательная программа «Бизнес для меня», организованная по заказу комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка администрации Санкт-Петербурга, адресована молодёжи, заинтересованной в создании собственного дела. Её цель – помочь молодым предприимчивым людям в реализации бизнес-идей. Программа представляет собой интенсивный курс обучения основным практическим навыкам, необходимым для планирования и запуска своего бизнес-проекта. Основные направления курса – генерация и проработка идей, планирование, введение в финансовый менеджмент, расчёт основных показателей проекта, эффективные инструменты маркетинга, навыки презентации. Обучение бесплатное. Реализация происходит в рамках мероприятий специальной программы «Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность».
Самые известные интернетчики
Павел Дуров
Один из основателей социальной сети «ВКонтакте» и бывший генеральный директор одноимённой компании родился и вырос в Ленинграде – Петербурге, правда, несколько лет провёл в Турине, где работал его отец, филолог по специальности. В родном городе будущий предприниматель получил высшее образование, окончив филологический факультет СПбГУ по специальности «английская филология и перевод». В студенческие годы становился лауреатом стипендий президента и правительства России. Трижды был удостоен стипендии Фонда Владимира Потанина. В Петербурге Дуров стал заниматься теперь уже широко известным интернет-проектом. Название своей сети он придумал, переосмыслив фразу «В полном контакте с информацией», являющуюся джинглом радиостанции «Эхо Москвы». Правда, не совсем понятно, почему для русскоязычного названия было придумано собственное правописание, идущее вразрез с правилами русского языка. Компания расположилась в знаменитом «Доме Зингера». К сожалению, зачастую молодёжь ассоциирует это здание не с легендарным «Домом книги», а с офисом «ВКонтакте». Сам же руководитель компании после своей громкой отставки в апреле этого года отбыл за границу, где в канун своего 30-летия размышляет над новым проектом по созданию мобильной социальной сети.
Марк Цукерберг
Американский предприниматель и программист, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook в 30 лет является долларовым миллиардером. Выросший в семье врачей, он со школьных лет увлёкся компьютерным программированием и создал сетевую версию игры «Риск». Его приглашали на работу такие крупные компании, как AOL и Microsoft, однако юноша по окончании школы решил поступать на факультет психологии Гарвардского университета, посчитав, что знание человеческой сущности в будущем ему пригодится. Сегодня Цукерберг владеет 24% акций Facebook. Главным преимуществом компании считает большое число пользователей в интернете. Посетив Россию в 2012 году, Марк Цукерберг удостоился вспречи с председателем правительства Дмитрием Медведевым (активным пользователем социальных сетей) и выступил с публичной лекцией перед студентами МГУ.
Джек Дорси
37-летний архитектор программного обеспечения известен прежде всего как создатель сервиса для публичного обмена короткими сообщениями Twitter. С 14 лет он стал увлекаться маршрутизацией и диспетчерской службой. Некоторые созданные им виды открытого программного обеспечения, касающиеся логистики, до сих пор используются компаниями такси. Задумавшись о создании сервиса, Дорси не оставлял логистику. По окончании Нью-Йоркского университета работал в диспетчерской службе, а позже основал компанию по отправке курьеров, такси, аварийных служб из интернета. Возможно, диспетчерский опыт вдохновил Дорси на создание веб-службы по обмену текстовыми короткими сообщениями в реальном времени. Вскоре Джеком и его друзьями была основана компания Obvious, а потом из неё выделилась служба Twitter, в основе которой три главных принципа – простота, лаконичность и мастерство.
Константин Глушенков, editorial@nv.net.ru.