Общество

Морскому фасаду Петербурга быть. Но каким?

19 сентября

Взглядам приплывающих в Америку эмигрантов Нью-Йорк представал завораживающим нагромождением пронзающих небо небоскрёбов – гигантское кубистическое творение. Когда судно, медленно переваливаясь по холодным волнам Балтийского моря, проплывает неподалёку от небольших городов Северной Европы, у пассажиров возникает такое ощущение, будто маленькие разноцветные домики, словно диковинные живые существа, спускаются к водопою. С тихой глади Лаго-Маджоре окружающие озеро городки и посёлки кажутся ожившими картинами старых итальянских мастеров… А каким встретит приплывающих по морю Петербург?

Сегодня архитекторы спорят с градозащитниками о том, какой должна быть высотность домов на новом намыве и какими фасады. Хозяева и топ-менеджеры строительных компаний тихо продолжают укреплять свои связи в нужных структурах и прикидывают, как обойти будущие регламенты. Чиновники требуют от авторов и консультантов проектов: «Сделайте нам красиво». И никто не знает, не только каким будет морской фасад Петербурга, но и каким он должен быть.

Попытку понять это сделали ещё в советское время. Тогда на краю Васильевского острова, неподалёку от берега, выросли Морской вокзал и гостиница «Прибалтийская» с прилегающими к ней кварталами жилых домов. Конечно, эти творения архитектурных мастерских эпохи застоя трудно было назвать шедеврами зодчества. Но всё-таки в них явственно прочитывался единый творческий замысел, Морской вокзал, увенчанный шпилем, напоминал петербургские традиции. Не случайно автор этого проекта архитектор Виталий Сохин был удостоен Государственной премии. Но вот в недавние годы вокзал огородили синими заборами, а затем… чуть было не снесли. Его фактически спас кризис 2008 года. Однако новое здание всё же построили, на намывных территориях. Но этот пассажирский порт «Морской фасад» смахивает не то на выставочный павильон, не то на большой фермерский рынок. Такое здание могло бы стоять в любом порту, в нём нет ничего петербургского.

И «Морской фасад» далеко не единственное строение, уже появившееся на намывных территориях. Разговоры о смысловой и эстетической ценности этих бетонных коробок бессмысленны. Они имеют финансовую ценность, и этим всё сказано. Главное, что выиграли владельцы новоделов и сопутствующие им чиновники, а что проиграет Петербург – так это его проблемы. Так рассуждают те, кто мнит себя хозяевами жизни. Но если власть – исполнительная и законодательная, – а также общественность считают, что законными хозяевами города являются как раз они, то надо срочно от споров и обсуждений переходить к мозговому штурму и решать, каким должно быть морскому фасаду северной столицы.

Только вопрос следует ставить не о высотности и внешнем виде домов, а гораздо шире: в чём будет заключаться общая идея фасада? По замыслу Петра I и его последователей, всех, кто приплывал в Петербург, должен был встречать ансамбль Стрелки Васильевского острова. Не случайно в начале XIX века Тома де Томону поручили возвести новое здание Биржи, более величественное, в стиле античных храмов, и дополненное двумя Ростральными колоннами. Дабы приехавшие сразу понимали, что перед ними один из самых значимых и красивых городов Европы. Очевидно, подобная идея должна вдохновлять и проектировщиков морского фасада. Не модные нынче стеклянно-зеркальные и бетонные плоскости, скрывающие примитивность художественного мышления авторов, а стилизованные традиции петербургских грандиозных ансамблей – вот, наверное, основной принцип концепции будущей морской панорамы северной столицы.

 

Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь