Мы будем жить теперь по-новому
Смольный представил проект бюджета на 2015 год, в котором урезаны расходы на городские праздники, строительство дорог и квартиры для очередников. «НВ» начинает широкое обсуждение документа
Согласно главному финансовому документу в 2015 году бюджет города ждёт дефицит почти в миллиард евро. За счёт чего чиновники планируют сэкономить, а на что, наоборот, изрядно потратиться? Например, дорог, больниц, детских садов и школ в 2015-м появится меньше – расходы на строительство и ремонт этих объектов сократили на 13 миллиардов рублей (с 99 миллиардов в 2014 году до 86). Невесёлые известия ждут и тех, кто стоит в очереди на жилплощадь, – расходы на приобретение квартир в государственную собственность уменьшили почти в два раза: с 3 до 1,8 миллиарда рублей. Скромнее станут и городские праздники – власти хотят уложиться всего в 140 миллионов рублей, тогда как в прошлом году на эти цели выделяли 221 миллион.
Однако некоторые расходы планируют увеличить. Например, вырастут зарплаты работников бюджетных организаций. И это понятно – майские указы президента по ежегодному повышению зарплат бюджетникам никто не отменял. Поддержат власти в будущем году и Петербургский метрополитен – субсидии для подземки вырастут до 9,7 миллиарда рублей (в 2014-м – 8,4 миллиарда). К тому же немалую сумму предусмотрели и для комитета по развитию транспортной инфраструктуры, который займётся строительством новых станций метро.
Впереди у главного финансового документа Петербурга – заседание городского правительства, на котором проект бюджета должны утвердить. Затем его рассмотрят депутаты Законодательного собрания, а ко второму чтению бюджет откорректирует сам губернатор. «НВ» также решило подключиться к обсуждению главного финансового документа и предложило депутатам высказать своё мнение о том, насколько верны расставленные приоритеты в экономической политике Петербурга.
Алексей Ковалёв, член фракции «Справедливая Россия» в ЗС:
– Дефицит в наш бюджет закладывается уже третий год подряд. По итогам года суммы поступлений в бюджет, заложенные при его формировании, обычно существенно увеличиваются. В итоге дефицит к концу каждого финансового года серьёзно сокращается. Происходит корректировка бюджета. Поэтому говорить, что городу не хватит денег на собственные нужды, было бы преувеличением.
Главный вопрос, который возникает у нашей фракции к бюджету Петербурга – 2015, – это серьёзное уменьшение количества средств на предоставление жилья очередникам. Мне кажется, что это недопустимо, мы не должны позволить Смольному это осуществить! Нельзя «срезать» финансирование социальных программ. Раньше в нашем бюджете всегда росли расходы на социальные цели, а сейчас они в лучшем случае остались на прежнем уровне, а в худшем – упали.
Радует, что в бюджете не предусмотрены расходы на какие-то новые, безумно дорогие городские проекты. Я лично считаю: город должен жить по средствам, а ситуация сейчас не позволяет нам делать лишние траты. Надо заниматься тем, что сейчас ближе всего рядовым петербуржцам. Например, в бюджете предусмотрено урезать финансирование ремонта дорог и крупных сооружений. В тех климатических условиях, в которых расположен Петербург, это недопустимо. Мы помним, когда в начале «нулевых» расходы на дороги резко сократили – и потом пришлось этот процесс навёрстывать ценой больших усилий...
Борис Вишневский, заместитель руководителя фракции «Яблоко» в ЗС:
– У меня много вопросов к бюджету-2015, и самый простой из них таков: «Как можно планировать бюджет с дефицитом в 50 миллиардов рублей в ситуации, когда бюджет за этот год миллиардов на 30–40 не будет исполнен?» Причём главным образом – в части адресно-инвестиционных программ. Поскольку исполнение бюджета с каждым годом ухудшается – откуда вообще дефицит? Я вижу, что сокращается расходование городом денег на предоставление квартир очередникам, расселение коммуналок. Но при этом Смольный продолжает тратить огромные деньги на строительство стадиона на Крестовском острове – который, на мой взгляд, должен оплачивать федеральный бюджет.
Не меньшая потенциальная проблема – урезание средств на ремонт дорог. Это, с одной стороны, крайне неприятно. С другой – когда я вижу совершенно непродуманный, хаотичный дорожный ремонт (например, на моём родном Васильевском острове из-за этого уже воцарился транспортный коллапс), мне кажется, что дороги у нас надо ремонтировать по известному принципу «лучше меньше, да лучше».
Сокращение расходов на ремонт дорог – опасно, но и ремонт надо делать так, чтобы весь город не стоял в пробках. Потому что движение у нас организуют одни организации, а дороги перекрывают – другие. И порой создаётся ощущение, что они действуют совершенно в разных пространствах.
Я каждый год вношу в парламент поправки по трём статьям – расходы на очередников, на расселение коммуналок и на капитальный ремонт. И они неизменно отклоняются. Не было ещё ни единого случая, чтобы их приняли. Мне кажется, город должен расставлять приоритеты своего развития немного иначе, чем это делается сейчас.