За 90? Не верю!
Сегодня, в Международный день пожилых людей рассказывает о деятелях культуры которым возраст – не помеха
Сегодня отмечается Международный день пожилых людей. Вроде бы хорошо, что есть такой праздник. Но возникает вопрос, кого с ним поздравлять и как этим не обидеть. Всё-таки возраст – биологическое понятие, а вот то, ощущаешь ли ты себя молодым или старым, – совсем другое. Кого-то и в 40 лет можно назвать стариком, а кто-то сохраняет молодость духа до конца своих дней. В этот день наша газета рассказывает о некоторых знаменитых долгожителях из числа деятелей культуры, которым уже за 90, но которых трудно назвать пожилыми.
Владимир Этуш. Личное счастье – в 80 лет
Народного артиста СССР Владимира Этуша знают прежде всего по легендарным кинокомедиям Леонида Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию». А меж тем у него и без того богатая жизненная и творческая биография.
Будущий корифей Театра имени Евг. Вахтангова родился 6 мая 1922 года в Москве.
С началом Великой Отечественной войны, будучи студентом Театрального училища имени Б.В. Щукина, прервал учёбу и ушёл добровольцем на фронт. Попав в стрелковый полк, воевал в горах Кабарды и Осетии, участвовал в освобождении Ростова-на-Дону и Украины. Закончил службу из-за тяжёлого ранения в 1943 году.
Окончив обучение в Щукинском училище, он в 1945 году был принят в Вахтанговский театр, в котором служит и по сей день. В том же году стал заниматься педагогической деятельностью в родном училище, а в 1987 году стал его ректором. Этот пост он занимал до 2003 года.
В кино Владимир Этуш начал сниматься с 1953 года, сыграв в исторической картине Михаила Ромма «Адмирал Ушаков». А после «Кавказской пленницы» Этуш стал национальным героем на Кавказе – настолько он достоверно передал грузинский дух, облагородив свой, казалось бы, отрицательный персонаж и сделав его комичным. Фразы товарища Саахова: «Шляпу сними», «Садитесь пока», «Студентка, комсомолка, спортсменка» мгновенно ушли в народ.
Личная жизнь, по признанию самого артиста, строилась методом проб и ошибок. Первой супругой была актриса Нинель Мышкова, и те годы Владимир Абрамович называет счастливыми. Но наиболее продолжительным и крепким оказался союз с преподавательницей английского языка Ниной Крайновой. Супруги прожили вместе 48 лет, а в 1955 году у них родилась дочь Раиса, которая пошла по стопам отца и стала актрисой. Долгое время служила в Московском театре сатиры, а потом, выйдя замуж, уехала в США. Смерть супруги Этуш тяжело переживал. От депрессии его спасла встреча с Еленой Горбуновой, тоже преподавательницей английского языка. Таким образом, в 80 лет Владимир Абрамович вновь обрёл личное счастье. Большая разница в возрасте (42 года), по признанию супругов, только способствует прочности этого неординарного союза.
Ирина Антонова. Вечный директор музея
Ирина Антонова, более полувека прослужившая директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, родилась 20 марта 1922 года. Вся её жизнь связана с Москвой, за исключением нескольких детских лет, проведённых с родителями в Германии. Во время войны, окончив курсы медсестёр и призвавшись в армию, младший сержант медицинской службы Антонова работала в госпитале на Красной Пресне. Выучившись на искусствоведа, в 1945 году пришла работать в ГМИИ и осталась там на всю жизнь. Ирина Александровна за годы работы в музее организовала и провела множество крупнейших международных выставок. Зачастую ей приходилось проявлять характер и преодолевать капризы чиновников, не желающих видеть работы отдельных художников. А проекты были самыми разными. Так, вместе со Святославом Рихтером она основала в стенах музея ставший традиционным фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».
Уйдя с директорского поста, Ирина Александровна не оставила музей, став его президентом. Когда-то она мечтала быть цирковой наездницей. Теперь признаётся, что хотела бы обладать талантом балерины.
У Антоновой крепкие гены. Её мать, музыкант Ида Розенблюм, прожила 100 лет.
Долгожителем оказался и муж Евсей Ротенберг, писатель и искусствовед. Вместе они прожили 64 года, до самой его смерти в 2011 году. У супругов было много общего, они делили и радости, и невзгоды, среди которых самая страшная – тяжёлая болезнь единственного сына.
Ирина Антонова и сейчас по-прежнему активно работает, водит машину и, будучи убеждённым атеистом, не любит говорить о смерти.
Елена Аросева. Рядом с сестрой и Сталиным
Несмотря на известную фамилию, Елена Александровна не стала всесоюзной знаменитостью, будто оставаясь в тени своей младшей сестры Ольги Аросевой, легендарной пани Моники из «Кабачка «13 стульев».
Будущая звезда Омской сцены родилась 9 июня 1923 года в Москве. Её мать Ольга Гоппен работала секретарём-референтом у занимавшей различные руководящие посты в Наркомате пищевой промышленности СССР Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. Отец Александр Аросев, партийный деятель и дипломат, был репрессирован в 1937 году.
В годы войны Елена училась в Московском городском театральном училище, по совместительству работала на лесоповале, а вечерами после занятий вместе с другими ребятами гасила «зажигалки».
Разные театры были в её жизни, но по-настоящему родным стал Омский драматический театр, в котором актриса служит с 1957 года.
У Елены Александровны сохранялись тёплые отношения с сестрой, с которой были пережиты годы детства и юности. Вместе Лена и Оля в 1935 году были зрителями парада на Тушинском аэродроме в честь Дня авиации. Тот день им особо запомнился, потому что присутствовавший там Иосиф Сталин, углядев девчонок, взял их за руки и поставил около себя.
У сестёр была и одна общая роль – Шарлотта из чеховского «Вишнёвого сада», которую они играли в своих театрах, каждая по-своему.
После смерти Ольги Аросевой Елена Александровна обратилась к ней в последний раз со словами: «Олечка, я скоро к тебе приду».
Владимир Зельдин. Никогда никому не завидует
Народный артист СССР Владимир Зельдин на сегодня является самым старшим действующим актёром.
Будущий старейшина российского актёрского цеха родился 10 февраля 1915 года. Как вспоминал сам Владимир Михайлович, его родители никогда не пили, не курили и не ругались. Доброжелательная атмосфера в семье благотворно действовала на детей. Володя с детства был увлечён музыкой и танцами, что ему впоследствии пригодилось. Он сам мечтал о балете, а отец, профессиональный музыкант, надеялся, чтобы сын пойдёт по его стопам.
Одно время мальчик захотел стать моряком, но в военное училище поступить не смог из-за плохого зрения.
Работать он начинал помощником слесаря на заводе. Потом был принят в Производственно-театральные мастерские при Театре имени МОСПС (будущем Театре имени Моссовета).
Звёздным часом актёра стала роль пастуха Мусаиба в кинокомедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Снимать фильм начали в 1941 году, ещё до войны. Часть съёмок проходила в Кабардино-Балкарии. Возвратившись оттуда в Москву, съёмочная группа узнала страшную весть о нападении фашистской Германии. Съёмки были приостановлены. Зельдин, как и многие другие, был мобилизован. Его направили в танковую школу. Но вскоре все участники съёмочной группы были отозваны из воинских частей, поскольку поступило распоряжение высшего руководства страны во что бы ни стало продолжить работу над картиной. Этот факт спас молодому человеку жизнь. Как потом выяснилось, все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы войны.
Несмотря на демобилизацию, артист бывал на передовой, часто выезжал в воинские части в составе фронтовых концертных бригад. Выступать приходилось в землянках, госпиталях, поле, на аэродроме.
– Странно, но чувства страха у нас не было, – рассказывал Владимир Михайлович в интервью «НВ». – Было чувство борьбы преодоления, желание победить. Помню, как во время съёмок мы по очереди дежурили на крыше. Однажды крыша загорелась. Очень низко пролетал вражеский самолёт. И мы начали гасить огонь, несмотря на раздающуюся пулемётную очередь.
В 1945 году Зельдин пришёл в Центральный театр Красной Армии и служит в нём до сих пор. За это время дважды менялось название, менялись режиссёры, менялся уклад. Были непростые времена в современной истории театра. Но актёр сохранил верность родному дому.
Сегодня Владимир Михайлович играет в трёх спектаклях. Помимо этого выступает на творческих вечерах, где поёт, читает стихи и отвечает на вопросы.
Накануне сочинской Олимпиады Владимир Михайлович принял участие в эстафете Олимпийского огня, став одним из самых возрастных факелоносцев.
В этом году Владимир Зельдин и его супруга журналистка Иветта Капралова отметили золотую свадьбу.
Юрий Любимов. Чужой в своей стране
Режиссёр Юрий Любимов, которому вчера исполнилось 97 лет, при жизни вошёл в историю советского-российского театрального искусства как основатель и многолетний руководитель Московского театра драмы и комедии на Таганке.
Родившийся незадолго до Октябрьской революции, Любимов как будто бы не вписывался в советскую систему.
– Будучи русским человеком, – говорит он, – я изначально был чужим в своей стране. Мой дед был крепостным и старовером, но его записали в кулаки и в 86 лет выкинули на улицу. Потом арестовали родителей. В 10 лет я носил маме передачи в тюрьму. Когда она в присутствии надзирателей расплакалась, я шепнул ей: «Не смей при них плакать». Так что закалку в детстве получил.
В 1939 году Юрий окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина и уже играл на сцене Театра имени Евг. Вахтангова. Затем последовал перерыв в актёрской карьере. Сначала Любимов был участником советско-финляндской, а потом – Великой Отечественной войны. В составе ансамбля песни и пляски выступал на передовой. Полгода провёл в блокадном Ленинграде.
После войны молодой человек вернулся в театр. А в 1946 году сыграл французского лётчика Жана Лярошеля в популярной кинокомедии «Беспокойное хозяйство» – режиссёрском дебюте Михаила Жарова. В том же фильме снималась Людмила Целиковская, ставшая впоследствии женой Любимова. Супруги прожили вместе 20 лет. Популярная актриса принимала активное участие в создании Театра на Таганке.
Со второй супругой, венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц, Юрий Петрович познакомился во время гастролей театра в Будапеште. Вскоре они поженились, и у них родился сын Пётр, который стал бизнесменом.
Любимовские спектакли обрели невероятную популярность, но режиссёр был неугоден властям.
– Мне будто плакат на спину прикрепили, что я занимаюсь политическим театром, – вспоминал Любимов в разговоре с корреспондентом «НВ». – Властям нужно было выжить меня из страны, и в итоге им это удалось.
В 1984 году Юрий Петрович был лишён советского гражданства по указу Президиума Верховного Совета СССР за подписью тогдашнего руководителя государства Константина Черненко. После отъезда ставил драматические и оперные спектакли в разных странах. «Мир облагодетельствован изгнанием Любимова», – писали западные газеты.
В перестроечное время при содействии Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва Юрий Петрович вернулся на Родину, вновь став гражданином СССР и художественным руководителем своего театра. Но конфликт с частью труппы привёл к её расколу. А в 2011 году, после ещё одного конфликта, Любимов покинул театр.
Многочисленные стрессы не могли не отразиться на здоровье, и в 95 лет всё-таки произошёл сбой. Но Любимов и на этот раз преодолел напасть. Он вновь в строю и, как всегда, востребован. В театре «Новая опера» имени Е.В. Колобова с успехом идёт опера-буфф «Школа жён» по комедии Мольера с либретто Юрия Любимова.
Когда режиссёра спросили, чувствует ли он себя легендой, он сказал, что чувствует себя загнанным волком. А на традиционный вопрос Владимира Познера из опросника французского писателя Марселя Пруста, что скажет, оказавшись перед Богом, ответил одним словом: «Старался».
Константин Глушенков. Фото ИТАР – ТАСС