«Зритель стал намного моложе»
Куратор программы Mamentum Санкт-Петербургского международного медиафорума Александр Мамонтов – о том, какие проблемы стоят перед современными кинематографистами
Сегодня в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова открывается Международный медиафорум, который представит пять десятков картин из разных стран, соберёт режиссёров, продюсеров, кино- и теледеятелей, а также, конечно, зрителей, ради которых это кино и делается. Одна из программ зарубежных картин называется Mamentum. С её куратором, генеральным директором Международного фестиваля фестивалей в Санкт-Петербурге Александром Мамонтовым мы побеседовали накануне открытия медиафорума, который продлится до 10 октября.
– Александр, для начала объясните, медиафорум – это преемник проводившегося в Петербурге Кинофорума или абсолютно новый фестиваль со своим регламентом?
– Кинофорум проходил четыре года подряд и постоянно выстраивал свою политику, менял президентов, включал в себя другие фестивали. Сейчас этого форума уже нет. И как веяние времени возник фестиваль, который включает в себя не только кинофильмы, но и медиаструктуры иного толка – телевидение, интернет, кабельные средства связи. Поэтому преемником прежнего кинофорума открывающийся медиафорум вряд ли будет уместно называть. Это новое мероприятие со своей чёткой концепцией, в которую заложены не только кинопоказы и обсуждения со зрителем просмотренных картин, но и развитие кинорынка, заключение контрактов, соглашений о продюсировании новых лент, о прокате и, главное, о развитии новых форм медиа. И это абсолютная потребность времени, потому как новые виды связи и новые возможности развиваются со всё растущей скоростью.
– На медиафоруме будут представлены различные программы, среди которых и «чисто британское кино», и кино от фестиваля в Локарно. Вы представите программу зарубежного кино Mamentum? Почему выбрано такое название?
– Название можно расшифровать как часть моей фамилии, а можно и построить ассоциации с латинским словом momentum, что означает «движущая сила». Программа включает пять картин. Фильм потрясающе талантливого молодого канадского режиссёра Ксавье Долана «Мамочка» открывает медиафорум. Это картина о семейных отношениях, о том, как запредельно сложно бывает наладить контакт между матерью и сыном с его необузданным характером. Как выразились по этому поводу кинокритики, «Мамочка» – гениальный фильм, где стираются рамки неприличного и неправильного, а несдержанность является уникальным качеством картины. Фильм абсолютно по праву открывает фестиваль, так как он разделил на 67-м Каннском фестивале специальный приз жюри с картиной признанного мастера – Жана-Люка Годара «Прощание со словами». В программу Mamentum вошла и биографическая драма Бертрана Бонелло «Сен Лоран. Стиль – это я». Фильм рассказывает о становлении модного дома Парижа в 1967–1977 годах, представляет талантливого кутюрье Ива Сен Лорана, жизнь которого была абсолютным уходом от нормы. В программу вошли также швейцарско-немецко-французская картина Оливье Ассаяса «Зильс Мария», французские фильмы «Три сердца» Бенуа Жако и «Новая подружка» Франсуа Озона. В «Трёх сердцах» – ленте, которая была участницей Венецианского фестиваля, – зритель увидит потрясающий ансамбль настоящих звёзд – Катрин Денёв, Шарлотты Генсбур и Кьяры Мастроянни.
– По какому принципу картины отбирались на форум?
– Хотелось познакомить российских зрителей с лучшими образцами мирового киноискусства. Прежде всего с фильмами – призёрами крупнейших международных кинофестивалей, получившими высокую оценку жюри, мировой кинопрессы, критики и зрителей. Моя программа большей частью состоит из участников Каннского кинофеcтиваля. Прибавились победители и более поздних фестивалей – в Венеции и Торонто. Я думаю, что на следующий год программа уже будет увеличена до десяти фильмов, будет сделан отбор после Карловых Вар, после февральского Берлинале, Сан-Себастьяна, Роттердама с тем, чтобы программа получилась более глубокой, зрительской. Это не так просто. Руководство медиафорума в лице Екатерины Мцитуридзе жёстко придерживается регламента: не показывать фильмы, премьера которых уже прошла в России. Иногда зрители и журналисты упрекают кураторов фестивальных программ, почему мы показываем так мало фильмов, допустим, с Берлинского фестиваля? Да именно потому, что они уже получили прокатную историю в России. Мы стараемся дать дорогу новым фильмам.
– Екатерина говорила, что российское кино должно теснее взаимодействовать с зарубежным. Каким образом?
– В рамках кинорынка работает секция «Копродукция». И так как на форум приедут российские и зарубежные деятели кино и ТВ, то вполне реально наладить взаимодействие, обсуждение общих задач. Я слышал от агента Франсуа Озона, что режиссёр собирается часть своего нового фильма снимать в Петербурге, где он во время медиафорума проведёт предкастинговый выбор натуры.
– Введение экономических санкций со стороны Европы как-то отразилось на подготовке нынешнего форума?
– Всё отражается. Несколько кинодеятелей не приехали из-за санкций, возможно, кто-то из-за своих личных убеждений. Но, глядя на гостевой список, всё-таки можно сказать, что большинство не отказались от приезда в Россию, и вряд ли зритель почувствует какую-то холодную ноту во взаимоотношениях участников форума.
– Вы двадцать два года занимаетесь зарубежным артхаусным кино. Можно оценить интересы зрителей 1990-х и сейчас?
– В 1992–1993 годах в России была совсем другая ситуация. Не было прокатных организаций, которые бы закупали артхаусное кино. И надо было неимоверными усилиями вытаскивать артхаус сюда, в Петербург, чтобы зрители могли знать о происходящих кинособытиях в мире. Потом ситуация благодаря фестивальному движению в России изменилась. Прокатные организации начали закупать артхаусные фильмы. Артхаус не весь скупается прокатчиками, и потому у фестивальных организаторов есть возможность выбрать что-то из новых картин.
Но и тут возникает некоторая проблема – зарубежные дистрибьюторы не стремятся дать разрешение на показы, пока прокатчик в России это кино не купит. Приходится лавировать, пускаться на ухищрения. Что же касается фестивальной публики, то за два десятка лет она очень изменилась. Если в начале девяностых зритель приходил в возрасте от 30 до 50, то сейчас это люди от 18 до 35, и на них уже оказало воздействие голливудское кино. Я говорю и о питерской публике в том числе. И потом, в Петербурге даже нет большого кинофестивального зала! Спасибо Екатерине Мцитуридзе и члену попечительского совета форума Михаилу Пиотровскому, что договорились провести открытие и закрытие фестиваля в здании Биржи, в зале на 700 мест.
– Вы давно живёте в Берлине. Что происходит с артхаусом там?
– Там тоже спад артхаусного кино. Оно есть, но его негде показывать. Конечно, так же как и в России, есть многозальные кинотеатры, но эти залы отданы совершенно для других фильмов – артхаус туда не попадает.
– Может быть, надо соблюдать постулат, который провозгласила режиссёр из Дании Сюзанна Бир, снимающая в Голливуде авторское кино: «Искусство не должно быть скучным», и всё будет в порядке?
– Артхаус – не скучное кино. Это кино, над которым нужно думать. Но сегодня современные средства связи – гаджеты, виджеты, айфоны – они же занимают время и внимание, и зрителя, особенно молодого, нельзя заставить два часа высидеть без этих информационных подпорок. В этом главная проблема нынешней публики – ей тяжело сидеть, смотреть, думать. И порой кинематографисты прибегают к каким-то новым формам, например показывают картинку в виде вертикального изображения, напоминающего инстаграм. Что делать, со зрительскими потребностями и привычками приходится считаться.
– Возможно, просто нужны темы, которые бы волновали? Есть же такие темы, объединяющие страны?
– Конечно. Тема одиночества, неприкаянности в большом мире, желания отгородиться или поиска единомышленников – больная абсолютно для всех обществ. Где-то, возможно, она проявляется острее и больнее – например, во Франции, Германии, чем в Бразилии или России. Но всё равно она общая. И конечно, волнует тема семьи, воспитания, взаимоотношений детей с родителями, а также тема национальной и сексуальной самоидентификации.
– Судя по участию молодых режиссёров на фестивалях и призах, которые они получают, складывается впечатление, что на Западе молодым легче пробиваться к олимпу. Это так?
– Да, это так. Взять режиссёра Ксавье Долана. Он начинал на Каннском фестивале с фильма «Я убил свою маму». Потом там же, в Каннах, была представлена его картина «Том на ферме», следом «И всё же Лоранс»... За его судьбой следили, давали ему зелёную улицу. И вот со своей картиной «Мамочка» он в свои 25 лет попал в конкурсную программу Каннского фестиваля, получил престижный Приз жюри и выдвинут на «Оскар».
– А у нас что с преемственностью поколений?
– Мне кажется, в России никто не собирается молодых пропускать вперёд. Сколько у нас снято фильмов молодыми режиссёрами – это и Владимир Котт и Александр Котт, и Катя Шагалова… Но, к сожалению, никто особо не озабочен их дальнейшим продвижением. Нечасто мы видим фильмы молодых режиссёров в прокате, разве что на фестивалях. Ну и тем более никто не зовёт их в Фонд кино и не предлагает им деньги. Фонд кино поддерживает лидеров, у которых и так всё в порядке.
– Как, вы считаете, будут меняться со временем формы кинопоказов?
– Через некоторое время много фильмов и зрителей уйдёт в интернет. Будут создаваться интернет-кинотеатры, в которые будет легко войти, выбрать любой фильм. Будет целенаправленное телевидение. В этом направлении мы мощно развиваемся, и на нынешнем форуме об этом много будут говорить на специальных конференциях.
Беседовала Елена Добрякова. Фото из архива Александра Мамонтова