Олигарх народного значения
Коммерсант из поморского села сделал жителей своей малой родины счастливыми
Огромная доля доходов предприятий Буторина идёт на развитие производства и улучшение жизни его земляков
Устьянский район на юге поморской земли отличается от центральных и северных территорий области холмистой местностью, смешанным лесом, большим количеством полей и пахотных земель. Но ещё больше он уникален успехами своей экономики, коммерческой хваткой местных предпринимателей. Причём они предпочитают выстраивать бизнес не в столицах или нефтегазовом секторе, а на своей малой родине. Владельцами трёх самых процветающих компаний Устьянского района из самых разных отраслей – ЛПК, сельское хозяйство и спортивно-туристический сектор – являются уроженцы здешних мест, к которым они прикипели, похоже, на всю жизнь.
А масштабы бизнеса у «устьяков» (так они себя называют) отнюдь не местечковые. В прошлом году, например, коммерсанты пяти самых крупных компаний района инвестировали в своё производственное развитие
1 миллиард 150 миллионов рублей. В расчёте на душу населения получается почти столько же, сколько в Петербурге, если считать инвестиции в реальный сектор экономики. Ведь здесь живут всего 29 тысяч человек, и все – вдоль реки Устья с быстрым течением.
Чем же привлекательна для бизнеса северная территория просторной площадью 11,5 тысячи квадратных километров? Я спрашивал об инвестиционной привлекательности района управленцев из разных фирм, но все они смущались, не могли вывести внятную форму «устьяковского» бизнес-патриотизма, ограничившись банальным «ведь я здесь родился».
С самым влиятельным коммерсантом района, владельцем лесопромышленного холдинга Владимиром Буториным, встретиться, к сожалению, не удалось. Он на пару дней уединился с бизнес-партнёрами в охотничьем хозяйстве «Медведь» неподалёку от родного села. Не только забавы ради, но и для важных переговоров. Буторин в это время был недоступен даже для главы районной администрации, который ходатайствовал о встрече со спецкором «НВ».
– Могу только в пятницу, – ответил устьянский олигарх, но я в этот день уже был в пути…
Местные, кстати, не любят термин «олигарх», предпочитают уважительно называть 48-летнего земляка «хозяином». Но я всё-таки применю именно это слово, так как 2 миллиарда рублей, вложенных владельцем холдинга в заготовку леса, его переработку и теплоэнергетику района, – инвестиции в масштабах даже всей Архангельской области огромные.
– Поезжайте в родное село Владимира Фёдоровича – Березник, вы там многое о Буторине узнаете, – посоветовала главный редактор газеты «Устьянский край» Галина Булатова. Спасибо коллеге: она не пожалела для питерского гостя единственную редакционную машину.
На въезде в село с населением всего-то 707 человек справа по курсу нас встретила нарядная церковь, примкнувшая к ней просторная детская площадка и билборд «Хочу жить в этом селе». Обочины улицы Центральная, вытянувшейся вдоль трассы, упирались в нарядные разноцветные штакетники всех без исключения домов. Все постройки выглядели скромно, но опрятно. А деревянное здание администрации, где меня встретила председатель совета села Березник Валентина Фёдорова, по размеру не превышало метраж городской двушки.
– Мы очень благодарны Владимиру Фёдоровичу, так как получаем для отопления самые дешёвые дрова не только в районе, но и во всей области, – благодарит земляка Валентина Павловна, которая дружила с родителями Буторина и помнит его ребёнком. – В нашем селе находится офис одной из его фирм. Зимой, а они у нас снежные, её механизаторы бесплатно очищают улицы, подъезды к каждому дому.
Также бесплатно (за счёт компании) на всех улицах, у каждого дома, установлены фонари освещения, проложена асфальтовая дорога к школе, утрамбована гравийная подсыпка на проезжей части всех сельских улиц.
– Теперь в распутицу мы ходим не в резиновых сапогах, а в ботинках, – не без гордости говорит давно разменявшая восьмой десяток Фёдорова, которая в годы своей молодости об этом могла только мечтать…
Председатель совета села может долго перечислять полезные и бескорыстные дела земляка: отремонтировал 16 покосившихся домов на улице Центральной, построил церковь, хоккейную коробку у школы, а при ней – двухэтажный корпус с раздевалками, тренажёрным залом и душевыми, а ещё оплачивает работу физиотерапевта в местном медпункте…
Но меня больше всего тронули два пункта из благотворительной программы бизнесмена. Рядом с церковью Георгия Победоносца (построенной также на его деньги) в прошлом году открыли детскую площадку размером с небольшое футбольное поле с идеально ровным покрытием. В летний сезон, с 15 мая по 15 сентября, при ней функционируют аттракционы: батут, квадроциклы, компактные катальные горки…
Все эти развлечения – «за счёт заведения», как бесплатна и доставка малышей с родителями в субботу-воскресенье автобусами из любого населённого пункта Устьянского района, иногда за 80–100 километров. Дошколята веселятся, прыгают, рулят электомобилями сколько душе угодно. А это очень дорогое по нынешним временам удовольствие – знаю на собственном опыте. Пару месяцев назад, получив отпускные, я разрешил своему 5-летнему внуку Тимошке кататься в «Гагарин-парке» в Московском парке Победы «сколько угодно». И за два часа он накатался почти на 3000 рублей. Теперь включаю для внука при походах на горки финансовый органичитель. Так что дошколятам Устьянского района с бесплатными аттракционами повезло. А особенно –их родителям.
Ещё одним нестандартным пунктом благотворительной программы Владимира Буторина на малой родине стала премия для новорождённых. Это не абстрактный материнский капитал, который трудно получить здесь и сейчас, а конкретные деньги. Родил нового жителя села Березник – принимай от компании конверт, в котором 25, а то и 50 тысяч рублей. Причём коммерсант постановил платить полной семье за новорождённого пособие в два раза больше, чем матери-одиночке. Такие вот у Буторина базовые ценности: семья должна быть полной и дружной, как у его родителей, к сожалению уже ушедших.
Благодаря успехам и благотворительности земляка – а жители Березника этого и не скрывают – молодые селяне не бегут с малой родины сразу после выпускного вечера. Они пытаются трудоустроиться в группе компаний «олигарха», в которой уже работают 1200 жителей Устьянского района!
И эти усилия не проходят даром. В прошлом году на малой родине заботящегося о ней коммерсанта численность детей в возрасте до 16 лет впервые превысила число пенсионеров – 156 против 154! Для Русского Севера, особенно его сельской местности, такой позитивный расклад в демографии – крайняя редкость, если не уникальный случай.
между тем…
Хоромы здесь неуместны
Председатель совета села Березник Валентина Фёдорова устроила мне небольшую экскурсию, в которой показала родительский дом и коттедж, где сейчас живёт семья самого богатого «устьяка». Ничего кричащего, роскошного, показного – наоборот, всё очень скромно. В деревянном родительском доме на небольшом холме сейчас живут родственники бизнесмена. Всё так, как и десятки лет назад: запас дров под тентом за околицей, постройки для живности, обычный штакетник.
Одноэтажный дом, где Буторин живёт с женой и куда охотно наведываются трое взрослых детей (все они работают в семейной фирме), по размерам и внешней отделке мало отличается от домов, которые теснятся в садоводствах под Петербургом. На подходах к жилищу нет никакой стационарной охраны. Самое поразительное, что я не встретил суровых мужчин и на территории охотхозяйства «Медведь», хотя хозяин в тот момент находился там со своими столичными партнёрами.
– А кого ему бояться – земляков? – пожала плечами Валентина Павловна. – Скромность и отзывчивость Владимир Буторин перенял от родителей. Его отец, Фёдор Иванович, был хороший плотник, нередко чинил ограды у домов, где не было мужиков, за спасибо. Доброта, видимо, передалась по наследству.
тем временем…
Лес рубят, но щепки не летят
Лесопромышленный комплекс Буторина имеет одну из самых крупных в Поморье годовую расчётную лесосеку: объём вырубки с последующей высадкой саженцев. Годовая квота составляет свыше миллиона кубометров древесного сырья.
Лесозаготовители компании не машут топорами, а валят стволы мощнейшими многофункциональными тракторами «Харвестер» в четырёх южных районах Архангельской области плюс имеют просторную делянку в Тарногском районе Вологодчины, граничащем с Устьянским. Причём холмов щепок механические лесорубы на месте промысла почти не оставляют, а стволы хвойных пород везут на собственный деревообрабатывающий комбинат. Перерабатывающий комплекс с огромным лесопильным цехом, складами, сушильным, сортировочным корпусами и даже собственным бетонным узлом раскинулся на 40 гектаров, а рядом распланировано ещё двадцать. Ведь в 2015 году объём переработки вырастет с нынешних 350 тысяч кубометров до 500, поэтому потребуется ещё один лесопильный цех.
– Владимир Фёдорович Буторин очень ответственно подходит к экономике своих предприятий, просчитывает рыночную перспективу не на год-два, а на 15–20 лет, – с уважением говорит глава администрации Устьянского района Дмитрий Гайдуков. – Думаю, что через пару лет они выйдут на объёмы переработки в 700–800 тысяч кубометров в год.
Эти слова чиновника не выглядят дежурным комплиментом для оценки главного донора местного бюджета.
– На недавних выборах главы района Буторин поддерживал не меня, а другого кандидата, – признался мне Гайдуков.
В огромном распилочном цехе, в котором ель и сосна с помощью грохочущих механизмов за несколько секунд превращаются в обрезную доску разных размеров, при круглосуточном графике работают всего четыре бригады по 11 человек. Почти все процессы автоматизированы. Пиломатериалы экспортируются в 20 зарубежных стран. К территории перерабатывающего комплекса давно проложена корпоративная железная дорога, откуда контейнеры с упакованными досками начинают путь к потребителю.
Лесозаготовители компании пока пилят только хвойные породы деревьев, с лиственными не работают – другая технология. А ведь на делянках «устьяков» половину расчётной лесосеки – до 500 тысяч кубометров – составляет берёза. Она не пропадает, в виде «кругляка» её покупают лесопромышленники, специализирующиеся на берёзе. Но товар, не имеющий добавленной стоимости, Буторина категорически не устраивает, и в райцентре уже приобретено 20 гектаров земли, на которой через пару лет будет возведён фанерный комбинат, обрабатывающий именно берёзу.
минуточку внимания!
Почему он один такой?
Во время моей поездки в Березник я испытывал не только восхищение этим человеком, но и грусть. Ведь сколько хорошего смог сделать лишь один ответственный и порядочный предприниматель! Как бы могла измениться наша жизнь, если бы бизнесмены с уровнем социальной ответственности Владимира Буторина не были в России такой большой редкостью. Роман Абрамович, который в своё время содержал Чукотку и кого боготворили аборигены, – не в счёт: «Сибнефть» он получил чуть ли не в подарок. Да и содержит теперь Роман Аркадьевич не чукчей, а футбольный «Челси».
А ведь лесопромышленная империя Владимира Буторина – не самая могущественная даже в Архангельской области: 5–6 компаний в Поморье заготавливают лес на значительно больших площадях. В соседней Вологодчине делянки, сопоставимой по объёмам заготовки с буторинской, имеют три коммерсанта плюс трое – ещё большие. Но что-то я не слышал, чтобы кто-нибудь из капитанов ЛПК Вологодчины или Поморья, этих безусловных лидеров Северо-Западного округа по заготовке и обработке древесины, добровольно занимался социальной благотворительностью. А за четыре спецкоровских сезона я исследовал эти две области вдоль и поперёк.
Кстати, почти все олигархи ЛПК на Русском Севере – люди пришлые, живут и строят офисы в столицах и заграницах. Столичные компании с филиалами в районах лесозаготовок оставляют там горы отходов и далеко не в полном объёме восстанавливают лес. Какая уж там бескорыстная забота о людях, живущих в районе промысла…
К тому же у нас кроме ЛПК много высокодоходных отраслей, которыми владеют очень состоятельные люди. Но их богатства, похоже, тратятся где-то на Лазурных Берегах.
Сергей Тачаев, спецкор «НВ»
Сергей Тачаев, спецкор «НВ», Архангельская область – Петербург. Фото автора