Работать меньше – лучше?
Международная организация труда (МОТ) предложила странам-членам, в числе которых есть и Россия, перейти на 4-дневную рабочую неделю. По мнению экспертов МОТ, это позволит увеличить число рабочих мест в мире, сохранит здоровье работников, состояние окружающей среды и вообще – «сделает мир лучше».
На эту инициативу тут же отреагировали в российском парламенте. Глава Комитета Госдумы по труду Андрей Исаев заявил, что депутаты намерены уже на этой неделе принять решение о проведении круглого стола по этой теме. При этом Исаев уточнил – важно не количество дней, а количество рабочих часов.
– Идея восьмичасового рабочего дня в XIX веке выглядела безумно, но на сегодня – это очевидная норма. Рано или поздно мы тоже придём к сокращению рабочей недели. Если работать 4 дня по 10 часов, то получится такая же 40-часовая рабочая неделя. Но в целом, мне кажется, нужно обсуждать введение 36-часовой рабочей недели с сохранением текущих зарплат, – говорит Исаев.
В разных странах мира проблема количества рабочих дней и часов решается по-разному – в зависимости от менталитета и национальных традиций. Допустим, в Японии, где хорошие работники считают нормой 1–2 раза в неделю ночевать в своём офисе, вопрос о сокращении рабочей недели вызвал бы недоумение. В Америке, где 5-дневная рабочая неделя часто подразумевает не 40, а все 60 часов труда, работники, скорее всего, расценили бы такую инициативу как удар по своему карману. А допустим, в Объединённых Арабских Эмиратах переход на четырёхдневку не оценили бы вовсе, поскольку местным жителям там работать вообще не положено – это удел бедных иностранцев.
В России инициатива МОТ вызвала ажиотаж. Ведь в ней прямо сказано – «меньше рабочих дней за те же деньги». Отдыхать у нас любят и умеют, и лишний свободный день по ходу рабочей недели устроил бы многих. Однако, согласно исследованию кадрового агентства HeadHunter, в России лишь каждый десятый работодатель одобряет, уменьшение рабочей недели до четырёх дней, а каждый четвёртый – категорически против.
При этом в 58 процентах компаний не смогут урезать рабочую неделю даже с сокращением зарплаты, а 67 процентов самих сотрудников с этим не согласились бы. По словам экспертов, низкая производительность труда и критическая зависимость бюджета РФ от сырьевых доходов «не дают ни единого шанса массово перейти на четырёхдневку в ближайшие два поколения россиян». Но есть и другие мнения…
– Любое вторжение в экономику должно быть обоснованным, иначе не избежать роста издержек. Если заставить крупные и средние предприятия переходить на четырёхдневку, им придётся перестраивать всю схему производства, – говорит эксперт Центра трудовых исследований ВШЭ Алексей Ощепков. – При этом непонятны выгоды, кроме общего мотива улучшить положение работников. Непонятно, что будет происходить с оплатой труда. Если люди будут меньше работать и при этом – меньше получать, то, наверное, смысла в этой инициативе нет.
Главный государственный инспектор по труду в Забайкальском крае Юлия Шадурская уверена, что для начала выгоды от начинания МОТ нужно проверить на российской почве.
– Давайте посчитаем. В 2015 году – 240 рабочих дней, количество выходных и праздничных – 125. Плюс отпуска. То есть почти 44 процента дней в этом году мы отдыхаем. Если же рабочая неделя станет 4-дневной, то дней для отдыха будет уже более 200, а это уже почти 60 процентов времени. Конечно, здорово, если человек станет больше находиться с семьёй, у него появится больше времени для занятий спортом, для саморазвития. Как женщина, я такой переход поддержала бы. А как руководитель уверена – если убрать один день из рабочей недели, люди будут более интенсивно работать в течение оставшихся четырёх дней.
Вчера же свою точку зрения на это высказала вице-премьер РФ по соцполитике Ольга Голодец:
– Наш Трудовой кодекс в сравнении с другими странами мира на очень хороших позициях. Мало стран на планете, способных предложить гражданам такие отпуска или отпуск по уходу за ребёнком. Но позволить себе четырёхдневную рабочую неделю – для России это пока мечта.
авторитетно
«Работников просто станут сокращать»
Игорь Долгов, зампредседателя Независимой организации профсоюзов работников жилищно-коммунальной сферы Петербурга и Ленобласти:
– Инициатива представителей Международной организации труда (МОТ) выглядит довольно странной в период, когда во всём мире опасаются новой волны финансового кризиса и падения производства. Конечно, эти меры могут обеспечить работой большее количество людей, но вместе с тем доходы работников серьёзно упадут, а раздувание штатов негативно отразится на общем уровне мировой экономики.
Положительный эффект от перехода на четырёхдневку может быть заметен только в самых развитых странах, где мощная промышленность и очень серьёзная социальная ответственность бизнеса перед работниками. Хотя в Германии и Франции рабочие и служащие уже высказали своё недовольство предложением МОТ. У нас же подобная инициатива, в случае её одобрения депутатами Госдумы, приведёт исключительно к тому, что работников станут сокращать, а на их место набирать гастарбайтеров. Либо работодатели попытаются увести своих сотрудников «в тень», чтобы выплачивать им зарплату чёрным налом.
«У нас люди не так много получают»
Владимир Дербин, председатель Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти:
– Надо учесть, что это предложение поступило не от имени руководства МОТ. Это мнение эксперта Джона Мессенджера, и он высказывает эти идеи не первый раз – подобные меры обсуждаются с начала 2000-х годов. Для Европы эта мера может быть своевременной, там огромное количество увольнений, люди теряют работу. У нас же совершенно иная ситуация! Господин Мессенджер кое-чего недоговаривает – в случае принятия его предложения работники потеряют минимум 20 процентов от зарплаты. У нас люди не так много получают, чтобы согласиться на это.
Иван Максимов, Никита Рубцов. Фото Александра Гальперина