Дожили – завидуем Москве…
Пока петербургские чиновники растягивают реализацию толковых и полезных городских проектов или попросту «замыливают» нужные инициативы, их столичные коллеги быстро и решительно превращают Первопрестольную в настоящий город для людей
В Петербурге ещё только начинают осознавать проблему пробок, а в Москве её уже вовсю решают – в том числе путём освобождения центра города от машин
Ленинградцы-петербуржцы, чего греха таить, всегда немного завидовали Москве: столичному бюджету, столичным зарплатам – это да. Но когда речь заходила об атмосфере городского пространства – тут уж наоборот: завидовать приходилось москвичам. С их вечными пробками, толкотнёй, суетой, духотой города, лишённого моря.
Но вот мы и оглянуться не успели, как всё перевернулось с ног на голову. Нет, зарплаты в Петербурге по-прежнему ниже московских. А вот городская среда… Москва благодаря решительности городских властей за считаные годы, даже месяцы преобразилась. И продолжает преображаться: новости, рассказывающие о том, что и как в столице делается для людей, приходят едва ли не каждую неделю. А что в Петербурге?
Вот, например… Помните, как у нас всё лето ходили разговоры о том, что в августе по выходным Невский будет становиться пешеходным? Эту инициативу, казалось, всеми руками поддержали и в Смольном. Но лето прошло, уже ударили первые ночные заморозки, а на главном проспекте так ничего и не произошло.
Как рассказал «НВ» координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс, один из инициаторов проекта «Пешеходный Невский», чиновники перенесли реализацию идеи на 2015 год. И если верить свежим планам КРТИ, Невский превратится в пешеходную зону в ближайший День города, и не на несколько часов, как это происходит обычно, а на целый день. А то и на весь уик-энд.
– Надеюсь, что проспект будет пешеходным и во все последующие после Дня города выходные, – говорит Стив Каддинс, который не раз обсуждал конкретику проекта с чиновниками Смольного. – А перенос сроков реализации проекта чиновники объяснили большими рисками: мол, в ограниченные сроки не удастся решить проблему въезда местных жителей, найти инвестора и так далее… Словом, от властей потребовалось волевое решение – и идею предпочли отложить. Но мы и дальше будем бороться.
Хотя в «Красивом Петербурге» ещё минувшим летом сделали всё возможное, чтобы дело сдвинулось уже в августе 2014-го. Ведь поначалу главной проблемой с точки зрения Смольного была разработка объездных маршрутов для общественного транспорта. И тогда волонтёры оперативно разработали проект пешеходного Невского (хотя бы на выходные) с сохранением выделенных линий для общественного транспорта, с велодорожками, малыми архитектурными формами... Получился этакий Невский бульвар выходного дня. Но, увы, у чиновников нашлись новые «аргументы».
Этот пример – типичный. Практически все подобные инициативы в Петербурге или отклоняются, или «забалтываются». В лучшем случае – реализуются, но чудовищно медленно. Взять зону платной парковки в центре.
Месяц назад на Караванной улице открылась крохотная зона платной парковки – пилотный проект. На деле платной она станет только в начале 2015 года, а пока на Караванной стоят паркоматы, которые… не берут деньги. Люди как парковались где попало, так и паркуются. Возникает вопрос: как можно тестировать работу аппарата, основная функция которого – принимать деньги за парковку – без самих денег? Что, собственно, сегодня тестируется?
К слову, нечто похожее было при воплощении другой здравой инициативы – создании сети общественного велопроката, которая заработала без оборудования велодорожек.
Но вернёмся к платной парковке в центре. Настоящее внедрение проекта Петербург ожидает в лучшем случае в 2016 году – когда зона платной парковки, по планам, должна стать более-менее существенной. Чего ждём? Чего боимся?
В Москве зоны платной парковки обозначаются быстро и решительно. И постоянно расширяются. А параллельно идёт активное развитие пешеходных зон в центре города. В итоге сегодня по центру Москвы гулять приятнее, чем по центру Петербурга, каким бы невероятным не казалось ещё недавно это утверждение.
То же и с системой перехватывающих парковок. В Москве уже 21 такая парковка, хотя пилотный проект был создан всего два года назад. А в Петербурге за семь лет появилось всего десять «перехватов». Причём большинство из них расположено так, что не пользуется спросом. В результате машин в центре города становится всё больше и больше.
Но не в одних только автомобилях дело. Вот, например, проблемы малого бизнеса. Пока в северной столице, где уже снесены почти все торговые павильоны, начинают борьбу с автолавками, в Москве, наоборот, этот вид малой торговли решили поддерживать и развивать.
Да что там автолавки… В московских парках к зиме планируют установить скамейки с… подогревом! К слову, такие тёплые скамейки уже стоят на остановках общественного транспорта в Новосибирске. А в Петербурге? Скамейки с каждым годом становятся всё менее удобными, а во дворах Центрального района власти и вовсе решили их убрать.
Или вот совсем свежая новость: в следующем году цены на проезд в московских маршрутках… снизятся на треть. Снизятся! На треть! То есть примерно на 10 рублей. А в Петербурге власти на днях объявили о подорожании проезда в общественном транспорте с нового года как минимум на два рубля…
Увы, это далеко не все примеры, когда столичные власти оказываются внимательнее и отзывчивее к насущным потребностям горожан. Взять те же парки по заявкам горожан, или социальную карту москвича, или комплексное благоустройство улиц. Вот так Москва на глазах превращается в настоящий город для людей. В тот город, за который, говоря о Петербурге, чуть не в каждом номере ратует «НВ».
Почему так происходит? Может, потому, что петербургские чиновники боятся реакции автомобилистов и других «возмущённых горожан»? Или пресловутая петербургская гордость нам не позволяет оглянуться на опыт Москвы и банально скопировать его?
– У петербургских властей, в отличие от московских, нет привычки принимать волевые решения, – считает Стив Каддинс. – И для меня тоже большая загадка, почему просто нельзя воспользоваться опытом Москвы, в которой многое, что нужно Петербургу, уже есть.
В Москве зоны платных парковок доказали свою состоятельность – машин в центре стало меньше. И сами автомобилисты уже не жалуются, так как знают, что всегда смогут припарковаться
Софья Прокошева, редактор отдела городской информации «НВ»