Как дела, почтальон?
Накануне Всемирного дня почты, который отмечается сегодня, корреспонденты «НВ» провели день вместе с человеком, который не понаслышке знает, как работает петербургская почта
Почтальон Галина Голубева уверена, что электронная почта не уничтожит обычную
«Запрещается использовать электрошокер против детей и беременных женщин», – гласит инструкция, прикреплённая к дверце шкафа в отделе доставки петербургского Главпочтамта. Мало кому может прийти в голову, что почтальоны Петербурга носят с собой это в какой-то степени даже пугающее средство самозащиты…
Ещё один обязательный предмет амуниции разносчиков писем – это мини-сирена. Но она, говорят, частенько включается в самый неподходящий момент и распугивает окружающих.
К счастью, ни одним из этих предметов Галине Голубевой – петербургскому почтальону с шестилетним стажем – пользоваться ещё не приходилось.
– Мы ведь кроме писем ещё и пенсии по домам разносим, – рассказывает Галина Павловна. – А в нашем мире можно и за солёный огурец погибнуть.
Галина Голубева и сама на пенсии. Но сидеть дома, в отличие от своих клиентов, не хочет. Говорит, собственной пенсии хватает только на самое необходимое, а чтобы жить более-менее безбедно – надо работать. И «Почта России» здесь выручает. В прошлом инженер и диспетчер на железной дороге, Галина Павловна заботится сегодня о письмах и подписках жителей Адмиралтейского района.
9.15. Галина Павловна – настоящая королева ключей, у неё есть «таблетки» от домофонов почти всех домов её участка
Подвижная женщина небольшого роста споро сортирует конверты и извещения по стопочкам: заказные письма, корреспонденция для фирм, личные письма… Отдел доставки, как, впрочем, и сам Главпочтамт, не меняется уже десятки лет: письма здесь аккуратно разложены в квадратных ячейках больших деревянных шкафов, а из главного зала доносится знакомый треск кассовых аппаратов.
Галина Павловна перетягивает несколько заказных писем канцелярской резинкой, большую часть конвертов упаковывает в полиэтиленовый пакет и вытаскивает из сумки четыре разноцветные связки с «таблетками» от домофонов.
– Это ключи только от одного участка, – трясёт связками Галина Павловна. – А приходить и звонить в квартиры – это, что называется, дохлый номер. Люди сейчас напуганы. А кроме того, под видом почтальонов часто работают разносчики реклам и бесплатных газет. Тут работает умение почтальонов ладить с дворником. Если ты с ним в хороших отношениях и он тебе доверяет, то у тебя будут ключи даже от подъездов элитных домов.
У выхода на стене висит большой список, написанный от руки: перечень прессы, номер участка и количество экземпляров. По ним операторы выдают почтальонам номера «Комсомольской правды», «Смены», «Невского времени» и многих других газет.
– Вот это мой «ходовичок», – показывает почтальон небольшую тетрадку с надписью «Ходовик почтальона», отпечатанную, видимо, ещё в Советском Союзе. – Здесь мы записываем, кто какие издания выписывает и адреса квартир, куда приносить.
9.45. Вся корреспонденция не умещается в толстую почтовую сумку на ремне. Галина Голубева берёт в руки ещё и целлофановый пакет
У самой Галины Павловны дома есть компьютер, она даже пользуется электронной почтой, но чем портить глаза у монитора, предпочитает читать газеты.
…И вот мы выдвигаемся на «ходку» – почтальоны называют походы по домам так же, как и водители рейсы. Квартир у почтальона, казалось бы, немного – всего 800. Только вот если в спальных районах и тысяча квартир может помещаться в одном доме, то в историческом центре Петербурга 800 разбросаны по 35–40 домам.
Работает Галина Павловна с половины седьмого утра и делает около четырёх «ходок» за день – всё зависит от количества писем. В понедельник, к примеру, корреспонденции больше всего – скапливаются письма с выходных, ведь доставку ни в субботу, ни в воскресенье не производят.
– Мы должны быть выносливыми, выносливыми и ещё раз выносливыми. А ещё психологически готовыми к большим нагрузкам, – говорит почтальон. – Это сейчас прекрасная погода.
А представьте: мокрый снег, слякоть, а ты идёшь нагруженный письмами…
Галина Павловна лихо взбирается на пятый этаж любого дома из старого фонда, лифтов в которых нет. Несмотря на нелёгкие пакеты, пользоваться тележкой, как объясняет Галина Голубева, неудобно и даже опасно: её нужно таскать за собой из подъезда в подъезд, поднимать с этажа на этаж, а если оставить, то ещё и украсть могут. Женщина рассказывает: один знакомый почтальон так лишился всей корреспонденции, когда непредусмотрительно оставил тележку у входа в подъезд. Может, кто-то взял или местный дворник решил, что она никому не нужна.
11.00. Для пожилых людей почтальон не только курьер, приносящий пенсию, но ещё и приятный собеседник
На втором этаже одного из домов Адмиралтейского района нас встречают Тамара Геннадьевна и Валерий Александрович – пожилая пара, которым Галина Петровна каждый месяц приносит пенсию на дом.
– Считаем: тысяча, две, три, четыре… Вот, распишитесь, – уже в гостиной готовит документы для подписи почтальон.
– Удивительная женщина! – восхищается Валерий Александрович. – Отличный почтальон, прекрасный собеседник. Такая шустрая! Нам бы на двоих с супругой хоть немного её энергии… Откуда у неё столько?
Как признаётся Галина Павловна, самое сложное и одновременно самое приятное в работе почтальона – это общение с пенсионерами.
– С одной стороны, характер с возрастом портится, я это и по себе знаю, – говорит женщина. – Тут и недостаток внимания, и другие психологические мотивы, поэтому люди часто капризничают и бывают чем-то недовольны. Но с другой стороны, те же самые пенсионеры сохранили искреннюю любовь к жизни. С ними очень приятно общаться, они тебе всегда рады. Обязательно что-нибудь расскажут, поделятся. Особенно радуют наши петербургские бабушки, которые и книжки читают, и о Достоевском могут порассуждать, и сравнить, скажем, «Идиота» Ивана Пырьева с какой-то другой постановкой.
Словом, услугами почты сегодня пользуется в основном старшее поколение, да и на Главпочтамте работают люди, как рассказывает Галина Павловна, в основном «за 50». Бывает, подрабатывают студенты, но дольше чем на несколько месяцев обычно не задерживаются.
Кажется, что «бумажная» почта уходит в прошлое. Но петербурженка уверенно развенчивает этот миф.
– Я не могу сказать, что интерес к почте угас, – рассуждает Галина Павловна. – Наоборот, нагрузка у нас даже увеличилась. Налоговая, пенсионные фонды, различные суды и другие учреждения не отправляют сообщения через интернет. Сейчас люди много судятся, а все судебные повестки идут за подписью получателя. Кроме того, сейчас работает масса интернет-магазинов. Мы часто доставляем извещения о посылках, большая часть которых, кстати, приходит из Китая. Да и подписчики, как я думаю, не исчезнут окончательно. Одно дело – глаза портить в интернете, другое – читать настоящую газету.
12.10. Далеко не в каждом доме установлен лифт, поэтому разносчикам корреспонденции часто приходится полниматься в квартиры на последних этажах пешком
Полина Огородникова. Фото Александра Гальперина