Что нам стоит всё застроить!
Разрешая возводить огромные жилые массивы в различных районах города, власть не задумывается о том, как люди будут жить в этих густонаселённых кварталах и как в них попадать
В последние годы строительство жилья в Петербурге и прилегающих районах Ленинградской области, как говорили в советские годы, идёт «опережающими темпами». Только тогда эта игра на опережение была хороша. Сегодня же… Город и без того стоит в пробках – из некоторых районов по утрам просто не выехать (вечером – не въехать), а домов в этих районах становится всё больше и больше. Разумеется, становится больше и автомобилей. Свежий пример – разрешение на строительство 13 домов на клочке земли между проспектом Испытателей, Коломяжским проспектом и железной дорогой…
Помнится, на старших курсах института на занятиях по гражданской обороне нас учили, что расстояние между домами в больших городах с учётом возможности применения вероятным противником ядерного оружия должно рассчитываться так, чтобы при обрушении стен между развалинами оставался свободный проезд для техники. Опустим сложные формулы, скажем только, что при высоте зданий порядка 50 метров просвет между ними должен был составлять чуть больше стометровки.
Нынче все подобные нормы выброшены в утиль. А строгость законов, пришедших им на смену, как говорил Вяземский, умеряется их неисполнением. В итоге – строители и примкнувшие к ним чиновники делят барыши, а люди, покупая за немалые деньги квартиры в новостройках, вынуждены как в муравейниках жить на головах друг у друга.
Моя старшая сестра закончила архитектурный факультет ЛИСИ и долгие годы работала в проектной организации со сложным названием «Ленгипрогор». Расшифровывалось это как Ленинградский государственный институт проектирования городов. Ключевые, на мой взгляд, слова в этом названии – «проектирования городов»! Да, тогда строили унылее типовые коробки. Но их размещение просчитывали до мелочей. В расчёт шло всё: от розы ветров до автобусной остановки. Не говоря уже о нормативном размещении, исходя из количества жителей объектов социальной инфраструктуры. Существовали целые организации, в задачу которых входила комплексная подготовка территории под застройку – вода, газ, электричество, канализация…
Госфинансирование прекратилось, а кормить этих «нахлебников» ставшие частными строительные компании не собирались. Новые территории не осваивались. И в то же время появился спрос на коммерческое жильё. В результате мы получили беспредел уплотнительной застройки.
…На каждое свободное пятно во дворах строители пытались воткнуть новую высотку. При этом они получали возможность с минимальными затратами присосаться к уже существующей инфраструктуре. И плевать, что системы электроснабжения не выдерживали нагрузки, что трубы лопались зимой и летом, что в детских садах не хватало мест, что к врачу не попасть.
Понятно, что и жильцы соседних домов, у которых под окнами вырастали стены многоэтажек, были не в восторге. Но их протесты мало что значили на фоне прибылей строительных компаний.
Тем не менее настал момент, когда и городская власть сделала вид, что борется с этим «позорным явлением», с уплотнительной застройкой. И даже якобы его победила. На деле же в отдельных районах уже уплотнили всё, что можно, и втыкать дома поодиночке стало попросту некуда.
Но «уплотниловка», как таковая, не канула в небытие. С ростом денежной массы на руках у отдельно взятых слоёв населения она приобрела другие масштабы. Отныне город «уплотняют» целыми микрорайонами.
Проблема паразитирования на существующих коммуникациях при этом никуда не девается. Да, возможно, на осваиваемые территории строители проводят воду, тепло, электричество. Но никто почему-то не задаётся вопросом: а как быть с дорогами?
Как показывает практика, именно эта проблема, наряду с отсутствием парковочных мест во дворах, становится для новосёлов ежедневной головной болью.
«НВ» уже обращалось к этой теме не далее как 4 октября этого года в статье «Дворы? Парковки…». Вот отрывок одного из писем, пришедших в редакцию уже после публикации:
«В строящемся ЖК «Северная Долина» перманентный транспортный коллапс. Из комплекса есть только один выезд по улице Михаила Дудина. По утрам образуется огромная пробка в сторону пр. Энгельса. Вечером проезд занимает 2–2,5 часа».
Для понимания ситуации отмечу, что длина участка дороги, на который петербуржцы тратят столько времени, – менее 800 метров! Для сравнения: кожистая черепаха может на суше за это время преодолеть 30 километров!
И этот пример не единичный. Возьмём город-спутник Кудрово. Сегодня здесь частично построен только один жилой комплекс, «Новый Оккервиль», рассчитанный на 20 тысяч жителей. Всего же планируется возведение 11 жилых комплексов! Целый город. Но с внешним миром его связывают две тоненькие пуповины. Страшно подумать, что будет твориться здесь, когда Кудрово построят полностью…
И таких примеров по всему Петербургу и примыкающим к нему районам Ленинградской области можно найти немало. Тут и огромный жилой комплекс на выезде из города в сторону Красного Села, и само Красной Село со своими новостройками, и проект жилого района Александровский на окраине Пушкино, который добавит пробок Пулковскому шоссе.
На этом фоне вполне логичной выглядит уже упомянутая информация о том, что правительство города утвердило проект планировки квартала между проспектом Испытателей, Коломяжским проспектом и железной дорогой, на котором планируется возвести жилой комплекс из 13 домов. Видимо, чтобы строители смогли извлечь из этого клочка земли больше прибыли, ещё в феврале комитет по градостроительству и архитектуре разрешил строителям превысить максимально разрешённую высоту всего-навсего на 30 метров. Таким образом, вместо регламентных 56 метров будет 86! А это значит ещё больше жителей на один квадратный метр земной поверхности.
Что это значит для и без того не лучшего в плане транспортной ситуации района станции метро «Пионерская», думается, говорить не нужно. Ведь въехать и выехать отсюда можно либо через Ушаковский мост, либо по одноимённой набережной. И тот и другой путь имеют предельную пропускную способность. Отсюда и безумные пробки на Каменноостровском проспекте, которые мы в редакции имеем счастье наблюдать ежедневно. Понятно, что появление нового жилого квартала ситуацию лишь усугубит.
Но в закрытом наглухо котле кипение не может продолжаться до бесконечности. Может ведь и рвануть. И что тогда делать властям? Всё ведь уже застроено, и новые дороги прокладывать негде! Как бы тут не нашёлся умник, который решит реанимировать проект пресловутой Магистрали № 7, под которую планировали вырубить часть Удельного парка…
…Ближе к началу статьи я не зря упомянул организацию «Ленгипрогор». Дело в том, что большинство из нынешних петербургских улиц и проспектов рассчитывалось по своей пропускной способности ещё в советское время. Но ведь и сейчас не так уж и трудно просчитать необходимую пропускную способность дорог к тому или иному жилому комплексу. И либо не начинать строительство, либо начинать его с транспортных путей – если это, конечно, не навредит району в целом, его общественным пространствам.
Но тут должна жёстко сказать своё слово власть. Пока же возникает впечатление, что она предпочитает идти на поводу у строительного бизнеса вместо того, чтобы диктовать ему свои условия.
Игорь Осочников, редактор отдела расследований «НВ». Фото Алексея Лощилова