Киноафиша на завтра
Кто составит будущее российского кинематографа? Какие идеи роятся в головах молодых режиссёров? Ответы на эти вопросы мы получили, изучив работу творческой лаборатории, которую возглавил Александр Сокуров
Молодые люди, непрофессиональные режиссёры, взяв в руки видеокамеры, сняли каждый своё кино. В беседах с ними выяснилось, что сделали они это безотносительно объявленного конкурса на состоявшемся недавно в Петербурге Медиафоруме. Просто потому, что им очень захотелось высказаться на определённую тему. Чтобы отобрать к показу примерно сотню короткометражных картин режиссёров-любителей, жюри отсмотрело более 500 фильмов, присланных из самых разных уголков постсоветского пространства. Десять картин было включено в конкурс. Для молодых авторов (возрастной ценз – до 35 лет) в посёлке Репино проводились творческие лаборатории, лекции, встречи с режиссёрами, сценаристами, кинокритиками, ведущими киношкол. Корреспонденту «НВ» удалось побеседовать с создателями фильмов, попавших в конкурсную программу.
Виктору Горбачёву 31 год, он москвич. Представил фильм «Биограф». По сюжету его картины молодой человек занят работой в необычной фирме: по желанию людей им переделывают биографии, и в иных случаях это оказывается фатальным, так как изменения в жизни одного человека влекут за собой изменение судьбы его близких. Герой фильма решает бросить заниматься этой странной работой и сталкивается с многовариантностью своей собственной судьбы.
Виктор Горбачёв работает рекламным фотографом в глянцевых изданиях. В какой-то момент ему показалось, что он уже достиг потолка в этой области и настала пора пробовать себя в чём-то новом.
– Когда-то я очень хотел учиться режиссуре, но мои родители сказали, что не готовы оплачивать мою будущую безработность, и я поступил на экономический, – рассказывает он. – И всё же то, к чему меня тянуло, опять возникло в моей жизни. В качестве фотографа я приехал на фестиваль «Кинотавр» и понял, что очень хочу снимать кино. Вокруг меня оказались друзья, знакомые, готовые включиться в этот процесс. Идея насчёт того, что снимать, возникла раньше. Сложнее оказалось с рождением сценария. Начинали его писать с моим товарищем, кинокритиком Кириллом Алёхиным, а завершали уже другим составом. Денег на съёмки не было, все актёры снимались бесплатно. В общей сложности получасовой короткометражный фильм стоил порядка ста тысяч, которые ушли на аренду звукового оборудования, кинообъектива, реквизита, монтаж, транспортные расходы, компьютерную графику. Основные сцены были сняты за четыре дня. А утром я не знал, кто у меня будет сниматься вечером.
Фильм Горбачёва довольно успешно заявил о себе.
– На российском фестивале «Святая Анна» нам дали приз, наверное, за самый нищебродский фильм, – улыбается режиссёр. – Потом был фестиваль Филипа Дика в Нью-Йорке, фестиваль «Синий крест» в Сан-Хосе. Нашего «Биографа» показали на маленьких кинофестивалях в Лос-Анджелесе, на Майорке, возили от РОСКИНО на Неделю русской культуры в Бордо. Но мне этот фильм уже не очень нравится. Сейчас я бы снял по-другому. Теперь хочу сделать ещё два проекта. Опыта уже побольше: я и оператором поработал, и видео занимался. Есть амбиции «прозвучать» на крупных кинофестивалях. Вершиной для меня является Sundance – американский фестиваль независимого кино в Юте.
Но что же даёт молодым общение с такими же начинающими режиссёрами, как они сами, здесь, на Медиафоруме?
– Мы собрались кто откуда, нам интересно узнать, кто что делает, – отвечает Виктор. – Я вижу, какие мы все разные, но, по большому счёту, нас беспокоят одни и те же вещи. Это три темы в жизни: любовь, выбор, конфликт. В Кургане, Алма-Ате, Москве, Екатеринбурге мы заняты одними и теми же задачами. И при этом пусть старшее поколение не беспокоится за нас: мы также хотим любви, мы не очерствели, просто форма выражения может быть провокативнее, циничнее, чем у наших родителей. Но ведь это всегда было свойственно молодости.
Кстати, о разнице поколений. Чему авторы успели научиться у мэтров за какие-то шесть дней?
– Мы смотрели фильм Оливера Стоуна про журнал The New York Review of Books – это история 50 лет существования издания, – говорит Виктор. – В фильме хорошо показывается, какое давление оказывает государство на личность. Мы обсуждали этот фильм вместе с Александром Николаевичем Сокуровым. Говорили о том, что Америка успешно экспортирует свои ценности, но ведь у нас в России есть наши ценности, и они вполне самодостаточны. Хотя лично я не очень понимаю, в чём для меня проявляется русская культура: все мои представления о красоте – из западной жизни. Нет ничего, что бы меня эстетически вдохновляло в моей культуре. Всякий раз, оказываясь в Европе, я понимаю, что не совсем европеец, а оказываясь в Штатах, я понимаю, что совсем не американец, но при этом не знаю, что меня отличает. Это не вопрос национальной идеи, это вопрос культурного кода, который нам как раз и нужно найти. Мне интересно, что имел в виду Александр Сокуров, говоря, что мы, живущие в России, должны себя ассоциировать с этой страной, культурой. Что нас сделало русскими? Наши родители? Метафизика? Мы русские, факт бесспорен, но объект не обнаружен.
Гуж Тадевосян приехал из Еревана. Он снял фильм по сценарию Ольги Займенцевой «И цирк приехал». Трогательная, очень поэтическая и лаконичная по форме работа. Мальчик живёт с дедушкой в деревне. Жизнь сложилась так, что папа сидит в тюрьме, но, чтобы выглядеть достойно, мальчик показывает соседской девочке фотографию Марчелло Мастроянни, выдавая его за отца и показывая, что у него всё нормально. Дети ловят его на обмане. Но приехавший цирк и фокусы и чудеса, которые становятся реальностью, заставляют всех вокруг поверить в невозможное.
– Сценарий был написан на российском материале, я его адаптировал к армянской жизни, – рассказал Гуж. – И это уже шестой фестиваль, в котором участвует этот фильм. Это вторая моя работа. Первая моя попытка дала мне основания поучиться в Москве в киношколе, и, скорее всего, я выберу своей профессией режиссуру.
Евгения Ярочкина из Кургана, 23-летнего продавца красок, сейчас живущего в Петербурге, взволновала тема… недостатка пространства. В густонаселённой городской квартире единственным местом, где можно уединиться и предаться собственным мыслям, оказывается ванная. Для Евгения кино – его цель. И, судя по всему, он к ней планомерно движется.
Дениса Гуляра из Екатеринбурга тема, которую он поднял, волновала больше года. Он посмотрел новостной сюжет по «России 24» про то, как американские чернокожие подростки играли в игру «Нокаут, или Заруби белого». Смысл в том, что группа подростков на улице наносит удар незнакомому прохожему: главная цель – отправить человека в нокаут. Дениса впечатлило, что компьютерные игры смешиваются с реальностью и дети начинают считать, что им позволены какие-то совершенно бесчеловечные вещи. Денис сам написал сценарий, перенеся ситуацию в Россию и в качестве главного героя взяв парня из неблагополучной семьи. Фильм собрал очень разные отзывы: от полного приятия до протеста. Равнодушных не осталось.
Мила Фахурдинова, живущая в Алма-Ате, по профессии детский хирург. Недавно она решила всё поменять в своей жизни и стала снимать кино. Фильм «Веха» уже не первый для неё. Героем в своей короткометражной ленте Мила вывела 70-летнего старика, который выдаёт себя за своего уже умершего отца-ветерана. Сын настолько одинок, что возможность прийти к детям в школу с чужими орденами становится ниточкой, связывающей его с этой не очень понятной ему современной жизнью.
– Я с друзьями ещё в студенческие годы снимала кино на телефон – очень интересно было, – рассказывает Мила. – И, как оказалось, небесполезно. Одна из моих работ, присланная на конкурс, позволила мне поучиться в Москве в школе «Синемоушен». Там устраивали питчинги, и я смогла представить свой проект и получить финансирование. Результатом я довольна и уже совсем скоро приступаю к новому проекту.
резюме
В центре внимания – человек
Участники конкурса пытались не только решить художественные и эстетические задачи, но и прежде всего найти ответы на свои личные вопросы выбора пути, самоидентификации, роли в жизни, определения степени свободы и ответственности. Все работы отличает выход на какие-то очень непростые социальные явления, при этом, безусловно, центром исследования остаётся человек с его внутренними переживаниями и эмоциями, личная история индивидуума.
Из разговоров с режиссёрами стало понятным, что волнуют молодых людей в основном темы непонятости, одиночества. Выходят наружу детские обиды и страхи, извечные противоречия между отцами и детьми. Оказывается больной, абсолютно нерешённой и непринятой обществом тема гомосексуализма. В противовес реалиям появляются фантастические сюжеты как способ ухода в новые пространства, обретения большей свободы.
Елена Добрякова