Урок психологии
После серии неудачных игр «Зенит» одержал важную для себя победу над «Мордовией»
Радоваться после побед над такими командами, как «Мордовия», в нашем чемпионате не принято. Но право на хорошее настроение ни у футболистов, ни у их поклонников никто не отнимет, а потому над «Петровским» и спустя час после финального свистка ещё витало это любопытное ощущение расслабленного покоя. Александр Кержаков, сыгравший весь матч после долгого перерыва, забивший гол, который, как оказалось, стал очередным рекордом в его карьере (теперь он замыкает тройку лучших клубных бомбардиров в истории чемпионатов СССР и России), неторопливо шёл мимо опустевшего шатра для пресс-конференций к поджидавшей его у автомобильной стоянки компании. Потом они ещё минут 20 о чём-то весело беседовали, а в это время в свою машину садился улыбающийся и тоже явно довольный тем, как прошёл этот воскресный вечер, Андре Виллаш-Боаш.
А незадолго до этого скупой на слова и улыбки Александр Анюков неожиданно для всех в микст-зоне шутливо пикировался с одним из ветеранов питерской спортивной журналистики. С шутками отнекивался от вопросов прессы и Олег Шатов, объясняя, что хромает потому, что его «подстрелили маленько в конце игры». А Юрий Лодыгин, привычно выполняя роль главного послематчевого спикера (а иногда и единственного), терпеливо объяснял, что же изменилось во втором тайме, если тренер никаких замен после перерыва не сделал.
– Мы просто как-то не так играли, постоянно нервничали на поле, недостаточно хорошо проявляли себя. И главное не то, какой соперник играл против нас, а то, что в конце игры мы начали действовать так, как раньше. Нужно сохранить этот стиль, постоянно держать его в голове, – говорил Лодыгин.
Любопытно, что примерно в это же время Андре Виллаш-Боаш похожую истину втолковывал на послематчевой пресс-конференции.
– Изменения касались не тактики, а психологии. Игроки во втором тайме вышли на поле более сконцентрированными. А первый гол изменил всё – движение, пас. Футболисты сами смогли найти правильную реакцию на ситуацию внутри себя. И пока это будет происходить, пока они смогут реагировать и показывать свои лучшие качества, мы будем наблюдать такой футбол, какой видели сегодня во втором тайме, – уверен португальский наставник.
Любопытно, что и Юрий Сёмин, говоря о причинах поражения своей команды, делал акцент на психологии.
– Уже в который раз после пропущенного мяча команда не находит психологический момент, позволяющий выровнять игру, – сетовал наставник «Мордовии».
Вообще, матч с «Мордовией» получился на 5 с плюсом. И плюсом к пяти забитым зенитовцами голам стало образцово-показательное поведение вернувшегося на «Петровский» фанатского виража. Изрядно измотанный (и явно потерявший некоторых своих «бойцов») в борьбе с руководством клуба и его службой безопасности, вираж, отгороженный от остальных секторов и – главное – от беговых дорожек внушительного вида решётками и почти незаметной глазу сеткой, в этот день не зажёг ни одного фаера, не проскандировал ни одного нецензурного заряда (как у фанатов принято называть свои речёвки), не вывесил ни одного провокационного баннера. Зато дружно поздравил Александра Кержакова (и только его) с забитым голом, чем заслужил от нападающего (и только от него одного) аплодисменты после матча. Остальные футболисты, поблагодарив все трибуны «Петровского» одновременно, выделять вираж особо и подходить к нему не стали.
– Видимо, фанаты соскучились по мне, как и я по ним, – говорил после игры Кержаков.
Остальные зенитовцы, конечно, отмечали в послематчевых интервью, что рады возвращению фанатов, но чувствовалось, что бойкот виража не прошёл бесследно. И неприятный осадок на душе у футболистов остался. Хотя открыто в этом никто и не признаётся.