Роковая «мазда»
Сотрудники следственной службы УФСБ уличили своего коллегу в краже и без колебаний отправили его под суд
Бывший лейтенант юстиции Васильев (в центре) и потерпевший Петров (справа) во время следствия
Эта неприятная для сотрудников Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области история началась с того, что их красноярские коллеги вышли на сеть торговцев амфетамином. И следы с берегов Енисея привели на берега Невы. Минувшей весной «НВ» подробно рассказывало об этой истории в материале «Тайна кота Гарфилда». Напомним: тогда сразу несколько жителей нашего города получили реальные сроки и отправились отбывать наказание в места не столь отдалённые. Был среди них и некто Алексей Петров.
Когда из Красноярска в петербургское Управление ФСБ обратились с просьбой о содействии, оказывать помощь коллегам поручили молодому, но, как тогда казалось, перспективному лейтенанту юстиции Антону Васильеву. Достаточно быстро удалось выйти на уже упоминавшегося выше Алексея Петрова и задержать его на автостоянке, где он хранил сдаваемые в аренду скутеры. Во время обыска у Петрова на компьютере нашли достаточно веские доказательства его причастности к торговле амфетамином, и в результате через неделю он давал показания. И в качестве «благодарности» за сотрудничество попросил о коротком свидании с родителями. У следователей по букве закона возражений не возникло. Свидание состоялось. Во время него Алексей и попросил отца с матерью забрать от автостоянки, где происходило задержание, его машину Mazda 6MPS, продать автомобиль, а на вырученные деньги нанять хорошего адвоката. Но на обозначенном месте машины не оказалось. Со слов работников автостоянки выходило, что машину забрали те же люди, что задерживали и самого Петрова. После этого в следственную службу поступило заявление от родителей Петрова о краже иномарки. Было возбуждено уголовное дело. А наркодилеру во время очередного общения со следователем сообщили, что он, помимо всего прочего, приобретает ещё и статус потерпевшего!
Машину нашли едва ли не в тот же день, как начался розыск. За прошедшую с момента пропажи неделю она трижды переходила из рук в руки. При этом последний владелец по фамилии Талцинь делал вид, будто он самый что ни на есть «добросовестный приобретатель», ни о каком криминальном прошлом иномарки даже не подозревал, при продаже видел только последнего владельца. О предыдущих, как говорится, ни сном, ни духом. И тут сотрудникам ФСБ, что называется, подфартило. На одном из постов ГИБДД без прав был задержан первый из продавцов «мазды». А управлял он… машиной гражданина Талциня! После этого уже не было смысла уверять следователей в чистоте помыслов. Ясно, что все трое продавцов знали друг друга, а сама перепродажа преследовала цель скрыть следы реализации заведомо краденого автомобиля. А на это есть соответствующая статья в Уголовном кодексе. Но уж лучше отвечать по ней, чем брать на себя кражу. И гражданин Талцинь поведал следователю, что с предложением купить «мазду» по приемлемой цене к нему обратился некий Данила Жолобов. А чтобы покупатель не сомневался, ему доверительно сообщили, что авто принадлежит наркодилеру, а тому грозит серьёзный срок. Так что не до «мазды» ему будет ближайшие годы.
Вызванный в управление для беседы Жолобов упирался недолго. Окончательно он «поплыл», когда среди прочего ему продемонстрировали на телефоне Талциня SMS, смысл которой был следующим: «По машине кипеж. В МРЭО не суйся». Автором, как можно догадаться, был сам Жолобов. Вот тут-то в поле зрения следователей ФСБ и попал их коллега лейтенант Васильев. Выяснилось, что до этого студенты Северо-Западного филиала Российской академии правосудия Данила Жолобов и Геннадий Баринов проходили практику в следственном отделе Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Их прикрепили к отделу Васильева. Так и познакомились. Чем так приглянулись лейтенанту Жолобов с Бариновым – сказать трудно. Но и после окончания практики общение продолжалось. Оба они не раз выступали понятыми при следственных действиях, которые проводил Васильев. Присутствовали они и при задержании Петрова, и при проведении обыска у него в квартире.
Вообще-то по процедуре участвовать в задержании следователю не полагается. Его дело стоять в сторонке, наблюдая за процессом, а потом оформить всё надлежащим образом. Но в данном случае по непонятным причинам (о них можно лишь догадываться) Васильев лично выкручивал руки Петрову и надевал на него наручники. Именно в этот момент он, как записано в приговоре суда, завладел ключами от «мазды» и свидетельством о регистрации автомобиля. А когда задержанного увезли, Васильев предложил приятелям прибрать иномарку к рукам. Через некоторое время они вернулись на стоянку. Васильев под предлогом опроса отвлекал внимание сторожей, Баринов поставил «гелендваген» Жолобова так, чтобы перекрыть видимость, а третий из этой криминальной компании, сев за руль «мазды», погнал её в Пушкин. В общем, товар был, подходящего купца тоже можно было найти. Но без паспорта транспортного средства цена машины падала ниже плинтуса. Васильев взялся решить эту проблему. Под благовидным предлогом он напросился на участие в обыске на квартире у Петрова. Понятыми же пригласил Жолобова и Баринова. Как было установлено в ходе судебного следствия, обнаружив ПТС и запасной комплект ключей, Васильев указал на них Баринову, а уже тот, положив в сумку, вынес их из квартиры. В результате «мазда» оказалась у Талциня, который заплатил за неё 270 тысяч рублей.
Всё это Жолобов и изложил следователям ФСБ. И тут выяснилась одна пикантная подробность. Оказалось, что Данила Ярославович – сын председателя Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга Ярослава Жолобова! Естественно, отец тут же появился на Литейном. Поняв, что делу дан ход, он обратился к следователям с просьбой разрешить ему побеседовать с сыном с глазу на глаз. Ему разрешили. После этого Жолобов-младший рассказал отцу, где лежит его доля от продажи «мазды». Ярослав Борисович привёз эти деньги, и по его заявлению была оформлена выемка. Продолжая сотрудничать со следствием, Данила предложил лично переговорить с Бариновым и убедить его приехать в ФСБ. Обоих задержали на 48 часов, после чего отпустили до суда под подписку о невыезде.
Что же касается главного «героя» нашего повествования лейтенанта Васильева, то в ходе следствия выяснилось, что «подвиг» с «маздой» не единственный у него на счету. За два месяца до этого, опять же во время обыска в квартире, принадлежавшей известному адвокату, он лично похитил двое швейцарских золотых часов суммарной стоимостью под миллион рублей. Одни успел сбыть. Вторые удалось вернуть владельцу в сохранности. Это был единственный эпизод, в котором Васильев признал себя виновным и даже возместил пострадавшему адвокату стоимость утраченных часов. Что же касается ситуации с «маздой», тут он до последнего шёл «в отказ», выдумывая версии одна фантастичнее другой. Среди прочего была и история о том, как руководитель следственной группы лично заставил его совершить преступление. Но судья Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда, который слушал это дело, нашёл в показаниях Васильева массу противоречий и не поверил ему. Как не поверил он и Жолобову с Бариновым, которые на суде также пошли «в отказ», заявив, что оговорили себя, дав показания под давлением следователей. В результате Васильев получил 3,5 года колонии общего режима с лишением воинского звания «лейтенант юстиции». Жолобов с Бариновым отделались крупными штрафами. Хотя вполне возможно, что с судимостью за плечами о карьере юристов студентам Академии правосудия придётся забыть.
Отрадно в этой истории одно: несмотря на принадлежность к достаточно могущественной службе, вор оказался в тюрьме. Причём усилиями своих бывших коллег, не ставших прикрывать его противозаконную деятельность. А вот Жолобов-старший продолжает трудиться на ниве правосудия в качестве председателя Пушкинского районного суда, одновременно, как указано на официальном сайте суда, являясь заместителем председателя общероссийской общественной организации «Российское объединение судей».
Валерий Викторов. Фотографии предоставлены пресс-службой УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области