Издевательство над деревней?
Фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» северяне, жизнь которых показана в картине, восприняли неоднозначно
Губернатор Архангельской области прошёл по ковровой дорожке на поморскую премьеру фильма следом за знаменитым режиссёром
Всемирно известный режиссёр Андрей Кончаловский сдержал обещание и устроил российскую премьеру своего фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в Архангельске. Ленту, снятую в Поморье и завоевавшую «Серебряного льва» на кинофестивале в Венеции, успели, правда, незадолго до этого показать на телеканале «Россия». Поэтому большинство зрителей пришли на встречу с режиссёром в архангельский кинотеатр «Русь» уже зная, что им будут показывать.
–Что сегодня петь будете? – спрашиваю на входе в зал кинокомплекса «Русь» у столпившихся здесь знакомых участниц местного фольклорного коллектива.
– «Чарочку мою» споём! – весело отвечают статные дамы в сарафанах. – Какое кино – такие и песни!
Телепремьера успела разделить архангельскую публику, причём как деревенскую, так и городскую её части, практически поровну. Разошлись даже мнения заслуженных деятелей искусств. Так, известная в Поморье женщина-режиссёр усмотрела в фильме издевательство над северной деревней и даже призвала на своей странице в соцсети судить Кончаловского. Зато другой местный режиссёр, обращаясь к залу перед своим очередным спектаклем, назвал критиков фильма ни много ни мало недоумками.
Главное, в чём упрекнули мэтра северяне, – даже не в том, что его герои во время белых ночей копают картошку, а на соседний с Кенозерским национальным парком космодром Плесецк, по фильму, легко может попасть любой желающий. Живущие в атмосфере первобытной заброшенности, безвластия, бескультурья и фактической нищеты люди, по мнению части зрителей, это намеренное нагнетание негатива, лишь выборочный показ реальности в фильме, претендующем на почти документальный реализм. А ведь, скажем, чтобы создать завершённую картину упадка и показать разваливающееся здание заброшенной школы, съёмочной группе пришлось ехать аж в соседнюю Вологодскую область. Само собой, для претендующей на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО территории Кенозерья получившийся откровенно депрессивным фильм не лучшая реклама.
В Архангельске Андрея Кончаловского ждали ещё со времени съёмок, когда он пообещал губернатору Игорю Орлову именно здесь устроить российскую премьеру. Пройдя по красной ковровой дорожке по крыльцу архангельского кинотеатра, режиссёр с удовольствием пообщался с прессой, которая перед этим с пристрастием вопрошала занятых в фильме актёров. Однако даже исполнители главных ролей разошлись в оценках основной темы «Белых ночей». Если сам Алексей Тряпицын, которого с лёгкой руки Ивана Урганта уже называют главным почтальоном России, и его профессиональная партнёрша Ирина Ермолова определили в качестве таковой гибель русской деревни, то самый юный участник съёмочной группы удивил журналистов своим куда более глубоким ответом.
– Я думаю, что фильм немного о любви, о свободе человека и об одиночестве, – заявил, заметно смущаясь, Тимур Бондаренко.
Между тем почтальон из Кенозерья Алексей Тряпицын, приодетый в том самом «Модном приговоре», который он, по фильму, каждое утро смотрит перед выходом на работу, на пресс-конференции раскрылся как личность куда больше, нежели в самом фильме. Рассказал, что кино наверняка будет пересматривать не раз, чтобы понять его лучше, что работать с Кончаловским ему понравилось, но что недавно он отказался сниматься в программе «Давай поженимся» и что водка в фильме была настоящая. Один из деревенских героев фильма, вечно пьяный философ Колобок, был заснят московской киногруппой в своём подлинном состоянии.
– Как раз когда снимали, в это время он выпивал. Приходилось ему стопочку наливать, чтоб он пошёл сниматься, как говорится, на ход ноги. А праздник, который снимали в фильме, это ж не распитие спиртных напитков, а так, веселуха! – рассказал Алексей Тряпицын.
…Во время финальных титров в зале архангельского кинотеатра раздались ожидаемые аплодисменты. Хотя хлопали не все и как-то напряжённо.
Вышедший вслед за этим на сцену губернатор Игорь Орлов сумел вернуть вечеру праздничную атмосферу и шутя признался, что снова не понял этот фильм, хотя смотрел его во второй раз (первый – в Венеции).
Затем местные артисты спели режиссёру-триумфатору ту самую «Чарочку», поднеся на подносе стопку водки, и закружили столичного гостя в хороводе.
Завершил же архангельскую презентацию фильма выход актёра, изображавшего Сеню Малину – персонаж сказок Степана Писахова. Бородатый мужичок в лаптях пригласил Андрея Кончаловского в свою деревню Уйма, истории которой вполне могут стать сюжетами для новых сценариев режиссёра.
– И тогда «Золотой лев» точно не уйдёт! – добавил сказочный герой.
…Кто знает, может быть, если бы Колобок в день съёмок был трезвым, кино получилось бы совсем иным.
в кадре
«Это не наша разруха!»
Несмотря на то что фильм претендует на документальность, многое из увиденного в нём вызвало недоумение (а порой и неприятие) у местных жителей. Впрочем, немало в картине и до боли им знакомых кадров.
Чтобы снять заброшенную архангельскую школу, группе пришлось ехать… в соседнюю Вологодскую область
А вот старая моторная лодка – действительно основной транспорт не только почтальона Тряпицына, но и большинства его земляков