Общество

Платные парковки. Учимся на московских ошибках

06 ноября

Как избежать проблем, доставляющих неудобства жителям столицы, в центре которой давно бесплатно не припарковаться


 

Сегодня в Москве даже противники платных парковок смирились с тем, что в центре столицы бесплатно не припаркуешься. Зато всегда есть место для стоянки. И пробок стало меньше.

К слову, недавно в Москве анонсировали «массовый автопробег» против платных парковок. И собралось на него… всего десять автомобилей из 5,5 миллиона, зарегистрированных в Москве.

 

То есть сегодня подавляющее большинство москвичей уже понимают: плата за парковку – это необходимость. Однако процесс расширения зоны платной парковки в столице не обходится без изъянов. Мы собрали те претензии, которые до сих пор возникают у жителей Первопрестольной к платным парковкам, – с тем, чтобы избежать столичных ошибок при грядущем внедрении московского опыта на территории Петербурга. А заодно обратились и к зарубежному опыту решения возникших в Москве проблем.


Проблема № 1. Кого считать резидентом?

Для резидентов (то есть местных жителей) в Москве и других городах с зонами платной парковки предусмотрены различные привилегии: льготы, скидки, а кое-где и вовсе бесплатная стоянка.

В Петербурге постановление правительства «О порядке внесения платы за пользование парковками на платной основе», как сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), планируют принять уже в этом месяце. В этом документе и будет описано, какие бонусы ждут наших резидентов. Однако глава КРТИ Сергей Харлашкин уже заявил, что парковка для резидентов в Петербурге, скорее всего, будет бесплатной в ночное время и выходные дни.

Проблема заключается в том, что не все фактические резиденты являются таковыми на бумаге. Согласно московским правилам это либо собственники жилья, либо наниматели. Но только те наниматели, у которых на руках есть договор аренды. И не просто договор аренды, а договор на срок более года. А ведь, как известно, многие хозяева квартир не соглашаются на длительные договоры, предпочитая раз в год продлевать договор, если у арендатора и нанимателя остаётся взаимное желание продолжать свои отношения. В итоге зачастую бывает, что человек живёт в квартире уже несколько лет, а вот длительного договора на годы вперёд у него нет. И – резидентом он не считается.

И это не говоря уже об автовладельцах, которые прописаны в одном месте, а живут в другом.

– По идее, резидентами должны считаться все, кто имеет прописку или право собственности, а также те, кто снимает квартиры вне зависимости от срока договора. Однако здесь существует риск, что жители центральных районов, у которых нет машины, начнут продавать право на парковку в центре, – считает Стив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург», участники которого одними из первых заговорили о необходимости зон платной парковки в Петербурге. – Хотя я не думаю, что такая практика станет повсеместной.

– Автомобилисту нужно дать возможность самому выбрать место, где он будет считаться резидентом, – возле работы, около дома, по месту прописки или где-то ещё, – считает член совета Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленобласти Александр Холодов. – Назвать некий документ условно «Пропуск на парковку» и предложить автовладельцу самому заполнить графу «адрес парковки». Кстати, возможно, многим вообще не понадобится привилегия резидента – скажем, если кто-то привык ставить машину на ночь на охраняемую стоянку.

 

Проблема № 2. Зачем нужна круглосуточная плата?


Фо­то Ильи Щербакова /  ИТАР–ТАСС


Многие петербуржцы, которые ездили в Финляндию или другие европейские страны на собственном авто, хорошо знают правило тамошних парковок: даже самые дорогие парковочные места по ночам становятся бесплатными. В Москве же ситуация иная: платить приходится круглосуточно. Из-за этого создаётся впечатление, что городские власти думают уже не о загруженности улиц, а о том, как заработать на безвыходном положении автомобилистов. Что в корне противоречит самой идее платной парковки, которая в первую очередь является мерой освобождения центра города от лишних авто, упорядочения парковки, а вовсе не средством наполнения бюджета.

– Как только у нас перестанут изображать, что платная парковка – это метод избавления от пробок, а не способ заработать деньги, тогда подобные вопросы отпадут сами собой, – считает Александр Холодов.

Стив Каддинс с ним, разумеется, не согласен. И отмечает, что стоимость парковочного места необходимо менять в зависимости от того, насколько эта парковка загружена в данный момент. По словам эксперта, в зарубежных городах, где существует гибкая система установления цен в режиме он-лайн, считается, что стоимость парковки должна быть такой, чтобы 10 процентов мест в этой парковочной зоне всегда оставались свободными. Иными словами, занята лишь половина парковочных мест – базовая цена тут же снижается, парковка забита – цена повышается.

Таким образом решается и проблема ночной парковки. Если на обочине в центре пусто, то и стоимость парковки будет чисто символической. А то и вовсе нулевой.

– Система, которая сейчас тестируется в Петербурге, позволяет гибко регулировать тариф. Если платные парковки ночью будут не заполнены, то цена за машино-место может снижаться вплоть до нуля. Но совсем отменять плату за ночную парковку было бы неправильно. Ведь ночью машины могут скапливаться у клубов, баров, – рассказал Стив Каддинс. – Что интересно, московская система тоже позволяет регулировать ценник, но там решили не использовать плавающие тарифы – видимо, чтобы люди не пугались постоянно прыгающих цен.


Проблема № 3. Возможны технические сбои


Фо­то Александра Бундина /  ИТАР–ТАСС


Возвращаясь к зарубежному опыту, отметим, что в европейских городах в платных зонах чаще всего стоят паркоматы – специальные приборы, через которые осуществляется оплата. Установлены они и в Москве. Здесь можно расплатиться банковской или специальной парковочной картой. Но только в столице паркоматов, по оценкам местных автомобилистов, ничтожно мало. И поэтому большая часть операций совершается через SMS или мобильный интернет.

Так или иначе, вся система оплаты парковки связана с электроникой, которая, как известно, может давать сбои. Особенно если дело касается такой масштабной системы.

Представьте себе ситуацию: вы приезжаете на парковку, занимаете последнее место, расплачиваетесь – и по делам. А через 15–20 минут вам приходит сообщение, что оплата не прошла – сбой в системе. И вы, получается, нарушили правила, а стало быть, обязаны заплатить штраф.

– Если человек добросовестно пытался оплатить парковочное место, то в случае чего ему несложно будет обосновать, что он прав. Останется та же SMS в телефоне, – говорит Александр Холодов. – Другой вопрос, что ему придётся что-то доказывать, приводить аргументы в свою защиту, а это, конечно, дополнительные проблемы.

Кстати, в отличие от московской системы петербургские паркоматы будут принимать и наличные, но это не снимает проблему целиком: прибор может «зажевать» купюру или просто отказаться принимать деньги.

В КРТИ такого рода проблемы не исключают, но всё же уверены в системе.

– Оплатить парковку автомобиля можно будет разными способами, и даже если по какой-то технической причине произойдёт сбой в работе паркомата, то осуществить оплату можно будет любым другим способом, – сообщили в КРТИ.


Проблема № 4. Машины переместились во дворы


Фо­то Алексея Филиппова /  ИТАР–ТАСС


Когда парковка на большинстве центральных улиц Москвы стала платной, от нашествия незваных автогостей стали страдать жители столичных дворов. Во многих дворах появились шлагбаумы. В некоторых даже организовали платные парковки. Законно это происходит или нет – оставим за скобками, но очевидно, что в Петербурге машины с улиц могут точно так же переместиться во дворы. А в наших дворах и без того всё забито машинами.

– Сегодня автомобилей во дворах и так много, – констатирует Стив Каддинс. – Поэтому в идеале парковка во дворах в центре города должна быть запрещена. В спальных же районах необходимо вводить серьёзные ограничения на парковку. Однако понятно, что машины не могут просто так взять и испариться, и поэтому на границах жилых кварталов нужно строить многоуровневые паркинги. Но это уже, как вы понимаете, серьёзная задача.

К слову, как убеждён Стив Каддинс, проблема заключается в том, что многие автовладельцы считают: раз уж я купил машину, то имею право парковать её напротив собственной парадной. Тогда как в европейских странах не считается зазорным прогуляться от стоянки до дома минут пять-десять.

 

– Люди, – говорит координатор «Красивого Петербурга», – должны понимать, что, живя в городе и имея личное авто, они должны тратиться не только на транспортный налог, бензин, ремонт и прочее, но ещё и на хранение своей машины. Иначе всё будет забито автомобилями. Что, собственно, сейчас в наших дворах и происходит.

 

тем временем…

Пока проект идёт туго

Пока в Петербурге работает лишь одна, причём весьма небольшая (114 машино-мест), зона платной парковки – на Караванной улице и части Итальянской улицы. И та – только в тестовом, а скорее демонстрационном режиме. Ведь оплачивать стоянку пока не нужно – она оборудована для того, чтобы горожане могли ознакомиться с новым оборудованием – пятью паркоматами.

Планируется, что настоящие зоны платной парковки в центре Петербурга появятся в первом квартале 2015 года. В зону должно войти 26 городских улиц в центральной части северной столицы, ограниченных Кирочной улицей, Лиговским, Невским и Литейным проспектами. Здесь горожанам будет доступно порядка 4000 машино-мест.

КРТИ уже разместил на сайте госзакупок контракт на закупку 100 паркоматов на 50 миллионов рублей.

А вот точных сроков расширения зоны платной парковки до более-менее значительных территорий пока нет. А стало быть, сейчас нельзя сказать и о том, когда мы увидим реальный эффект (в том числе уменьшение числа машин в центре города) от платной парковки. Ведь этот проект имеет смысл только тогда, когда зоной платной парковки станет большая часть исторического центра.


Полина Огородникова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь