Убить в себе вора
Через три года после реформы правоохранительных органов «НВ» попыталось понять, почему так медленно идут изменения.
Накануне 10 ноября вдруг задумался – как со стороны оценить работу правоохранительных органов? Хотя и не так много времени прошло с масштабной реформы МВД, но пора бы уже и прикинуть: удалась она или провалилась, как и многие начинания нынешнего нашего премьера в бытность его президентом? На днях даже время зимнее вернули. А вот полиция милицией пока не стала. И пожалуй, не станет уже никогда.
Для большинства из нас видимая часть реформы МВД ознаменовалась сменой названия. Какие там внутренние пертурбации произошли в ведомстве – нам не ведомо. Мы лишь оцениваем внешние проявления.
В последние годы я стал замечать за некоторой частью сограждан рост иждивенческих настроений. К примеру, людям ничего не стоит бросить на улице окурок и тут же возмутиться, в каком свинарнике они, бедные, вынуждены проводить лучшие дни своей жизни. Дескать, платим налоги, поэтому будьте добры ходить за нами с метлой и подбирать каждую соринку! Из этого же ряда, как мне кажется, сильное желание многих свалить из этой страны туда, где их ждёт лучшая доля. Правильно! Зачем строить? Им нужно всё и сегодня! И желательно созданное чужими руками. Не понимают, дурашки, что только единицы из них, действительно талантливые и, что характерно, трудолюбивые, нужны там. Остальные останутся просиживать штаны в офисах, проливая слёзы по поводу того, что их не поняли и не приняли. Но при этом будут показательно презирать страну, в которой живут.
Так и с полицией. Мы с восторгом смотрим, как правоохранители работают ТАМ. Только не понимаем и не хотим принять, что почва для их деятельности за рубежом обработана совсем иными удобрениями. Как иначе объяснить, что, пересекая границу северного соседа, мы становимся законопослушнее самих финнов? Да, мы боимся огромных штрафов. Но не только их. У жителей Суоми совсем другой менталитет. Заметив любое правонарушение, будь то превышение скорости или брошенная на землю обёртка от мороженого, финн не постесняется сообщить об этом в полицию. А потом ещё и проконтролирует, как живущие на средства налогоплательщика стражи порядка отработают его сигнал! И не дай им бог промедлить и уж тем паче проигнорировать такое сообщение!
Мы воспитаны обществом, живущим в условиях полукриминальной круговой поруки. Сообщить о нарушении закона? Никогда! Мы не стукачи (даже компьютер подчеркнул это слово, обратив моё внимание на его особый с точки зрения русского языка смысл)! И надо сказать, те же финны, как грамотные психологи, этим отлично пользуются. Не обращали внимания, кто на дорогах Страны тысячи озёр может обогнать вас с нарушением скоростного режима? Правильно – местные жители! Потому что знают: русский не заложит!
Мы не опустимся до общения с полицией, пока нас не прижмёт. Лет пять назад в нашем подъезде в одной из квартир образовался небольшой наркопритон. Торговать не торговали, но употребляли. И каждый раз поднимаясь по лестнице, приходилось внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на использованный шприц, окровавленную ватку. А уж дымок с откровенным запашком травки проникал в квартиры, несмотря ни на какие уплотнители на дверях. Думаете, кто-нибудь обратился в тогда ещё милицию с просьбой навести порядок? Отнюдь! Как заложить этим мужланам девчушку, которая выросла у нас на глазах? «Ну, случайно, ну, шутя, сбилась с верного путя…» Слава богу, завершилась та история без серьёзных потрясений. А ведь эти «случайно» и «шутя» на самом деле могли обернуться большой бедой. Если бы какой-нибудь из накурившихся или уколовшихся гостей напал на проходивших мимо жильцов. Могу представить, сколько тогда было бы крику на тему «Куда смотрит милиция?». А как она могла узнать о существовании притона? В каждый подъезд стража порядка не поставишь. И, как ни печально нам это признавать, в немалой степени наша безопасность в наших же руках.
Я ненавижу доносчиков. Моя семья сильно пострадала от них. Может быть, именно поэтому я чётко вижу разницу между доносом и сообщением о правонарушении. Полиция стоит на страже закона. Но у большинства из нас в крови перманентное стремление выйти за его рамки. Поэтому в порядке вещей устроить несанкционированное мероприятие, с кулаками полезть на держиморду, который по долгу службы восстанавливает порядок. А потом ещё и возмущаться на весь мир, что эту «невинную забаву» квалифицировали по уголовной статье и дали реальный срок за нападение на полицейского!
Как это ни печально звучит, но реформа МВД не в изменении формы и штатного расписания. В полиции служат люди, не прилетевшие к нам из космоса, а выросшие в тех же подъездах, бегавшие по тем же улицам, сидевшие за партой рядом с нашими детьми, гонявшие мяч на тех же стадионах. Как говорил профессор Преображенский: «Разруха не в клозетах, а в головах... И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой...»
По вечерам в хорошую погоду я хожу домой пешком мимо парка Александрино. Вдоль пешеходной дорожки каждую весну высаживают цветы. А каждую осень они исчезают. Я не понимал, что происходит, пока как-то раз не застукал за выкапыванием бабушек из соседнего дома. Боюсь, если бы назвал их деятельность воровством, сильно бы обиделись. А ведь наверняка по вечерам сидят с подругами и сплетничают про какого-нибудь очередного чиновника, пойманного за руку. Только при этом они его не осуждают, а просто завидуют! Их удел – цветочки с клумбы. Он может запустить руку в карман государству. Но с точки зрения закона все они воры.
О какой глубокой реформе МВД можно говорить в такой ситуации? Не научившись уважать Закон, мы никогда не начнём жить нормально. Нельзя одной рукой красть, а другой наводить порядок! И не надо верить политикам, которые обещают решить проблему в одночасье! Врут однозначно! Только постепенно, изживая вора сначала в себе, мы научимся уважать закон и его представителей.