Город

«Нужно поддерживать семьи, а не детские дома»

29 ноября

 

 

В эксклюзивном интервью «НВ» уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге Светлана Агапитова рассказала, почему собирается баллотироваться на второй срок

 

В последнюю неделю имя Светланы Агапитовой не сходило с топов новостных лент. Правда, эта популярность объяснялась не её благими делами по защите прав юных петербуржцев, а предстоящими выборами. 24 декабря депутаты Законодательного собрания тайным голосованием выберут нового детского уполномоченного. Неожиданно среди кандидатов, претендующих на этот пост, появилась Наталья Карпович, ранее первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Этот факт наделал немало шума – в адрес губернатора посыпались письма от общественных организаций в поддержку Светланы Агапитовой. Также пошли слухи, что победа на выборах Натальи Карпович – вопрос почти решённый. «НВ» решило узнать обо всём из первых уст.

– Светлана Юрьевна, будете ли вы баллотироваться на новый срок?

– Порядка 20 общественных организаций обратились к губернатору с просьбой поддержать мою кандидатуру на предстоящих выборах. Было бы хорошо, если бы Георгий Сергеевич принял такое решение, ведь его поддержка означала бы, что Петербург положительно оценивает мою работу. Если выдвижения с его стороны не последует, буду смотреть... Но я очень надеюсь заручиться поддержкой губернатора.

– По слухам, вашей конкуренткой на предстоящих выборах станет Наталья Карпович.

– С Наташей я знакома давно. У нас была смешная ситуация – мы брали друг у друга интервью. Когда я работала на телевидении, выступала в роли журналиста, а в прошлом году в эфире на 100 ТВ мы поменялись местами – она беседовала со мной как с уполномоченным. Конечно, мы много взаимодействовали при её работе в Госдуме. В том – прошлом – созыве появилось много полезных законопроектов. Я знакома с её семьёй, словом, мы с Натальей в хороших отношениях. И, честно говоря, увидев её интервью в СМИ, где она признаётся в намерении баллотироваться на выборах, была удивлена. Конечно, мы с ней давно не общались. Но, думаю, в данной ситуации Наташа могла позвонить и сказать: мол, Света, ты хорошо работала, но я тоже хочу себя попробовать на этой должности (улыбается). Безусловно, у неё есть опыт в детских вопросах – и законотворческий, и юридический.

– Известно ли вам что-то о других кандидатах?

– Нет, процесс выдвижения только начался. Кандидатов может выдвинуть фракция, партия, общественная организация или губернатор, то есть региональный орган. Павел Астахов (уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка. – Прим ред.), как многие ошибочно думают, выдвинуть кандидатуру Карпович на этот пост не может – он не обладает таким правом по нашему закону. Поэтому можно сделать предположение, что Наталья пойдёт от партии (Карпович состоит в «Единой России». – Прим. ред.) или от общественной организации. Другое дело, что она живёт в Москве и там возглавляет клуб многодетных матерей Москвы. Зачем ей перебираться в Петербург – не понятно.

– Но насколько она знакома с ситуацией в Петербурге? Хотя в свете последней тенденции притягивать в городскую власть московских людей её выдвижение вполне закономерно.

– Она долго жила в нашем городе, поэтому с ситуацией, наверное, знакома. Другое дело, что работа уполномоченного имеет свою специфику. Омбудсмен не является представителем ни законодательной, ни исполнительной власти. Но, с другой стороны, не боги горшки обжигали. Я тоже, когда пять лет назад пришла на эту должность, не представляла, что требуется от омбудсмена, как я должна работать. Мне потребовалось много времени, чтобы это понять...

– С её биографией связан факт, который настораживает: возвращение усыновлённого ребёнка в детдом. Это правда?

– Да, я в курсе той сложной ситуации с ребёнком. Мальчик был взят из петербургского дома ребёнка, и, когда произошёл процесс разусыновления, я с ним встречалась в детдоме. Мы с Наташей потом много говорили о причинах возврата ребёнка. Здесь трудно осуждать человека. Но такой факт был, а про мотивы я не могу ничего сказать. Конечно, вторичный отказ для ребёнка – очень тяжёлая психотравмирующая ситуация. Могла она справиться с этой ситуацией или нет – дело её семьи. Но, безусловно, мальчишку жалко, плохо, что он вновь оказался в детдоме.

– Если вас изберут на новый срок, что вам хотелось бы завершить из начатого?

– У меня есть глобальные планы – перенаправить бюджетные деньги из сиротских учреждений в семьи. Сегодня так получается, что мы тратим немалые деньги именно на финансирование сиротских учреждений, а не на поддержку семей, где и должны жить все дети. Например, наши грубые подсчёты показали, что на содержание ребёнка в приёмной семье за 18 лет тратится около трёх миллионов, а на содержание ребёнка в сиротском учреждении за это же время – 13 миллионов. Чувствуете разницу? И мне хотелось бы, чтобы к властям пришло понимание, что нужно поддерживать семьи (биологические и приёмные), а не тратить деньги на казённые учреждения. Думаю, для изменения ситуации достаточно одного постановления правительства. Ведь подняли же по нашей инициативе единовременную компенсацию усыновителям до 100 тысяч рублей! Хотелось бы, чтобы такие выплаты были и при приёме ребёнка в семью, а не только при усыновлении. Конечно, это долгосрочная перспектива. Но я надеюсь, что её можно достичь за пять лет.

– Функция уполномоченного – обращать внимание на проблемы и их решать. С кем вы общаетесь из исполнительной власти?

– По итогам года я традиционно выступаю перед депутатами Законодательного собрания. Перед докладом я обязательно встречаюсь с губернатором и рассказываю ему о положении дел, о проделанной работе. Так вопросы, которые в течение года не решались, можно тет-а-тет обсудить, акцентировать на них внимание градоначальника. Опыт показывает – после этого многое решается быстрее. Также сотрудничаю с комитетами. Если говорить о заместителях губернатора, то раньше я работала с Василием Кичеджи. С его преемником Владимиром Кирилловым ещё не общалась – он пока вникает в курс дел. Плотно сотрудничаем с Ольгой Казанской, отвечающей за здравоохранение и социальную политику. Запросы и ходатайства мы пишем всем – от организаций и учреждений до губернатора и руководителей силовых ведомств. Другой вопрос, что на это требуется время, но по-другому система не работает.

– Георгий Полтавченко с вниманием относится к проблемам юных петербуржцев?

– Да, с большим вниманием. Он вникает в суть дел, понимает, о чём идёт речь, и всегда готов посодействовать в решении проблемы. Конечно, часто мешает сложная бюрократическая машина. Хочется, чтобы очевидные решения принимались сразу, а сегодня получается так: прохождение инициативы от губернатора до специалиста комитета растягивается по времени.

 

 

(О том, что удалось сделать Светлане Агапитовой за пять лет на посту омбудсмена, – в одном из ближайших номеров «НВ».)



Беседовала Ольга Фёдорова. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь