Посторонним вход запрещён?
Корреспондент «НВ» выяснял, как охраняются стратегически важные объекты Петербурга
Появление в интернете видео о том, как группа молодых людей сначала проникает на территорию аэропорта Пулково, а затем позирует на фоне самолётов и аэропортовой техники, взбудоражило петербуржцев, особенно тех, кто пользуется авиатранспортом. Получается, что сотрудники аэропорта не вполне способны гарантировать безопасность полётов, раз хулиганы так легко могут проникнуть на его территорию. Сейчас происшествием занимается транспортная прокуратура, которая даст правовую оценку действиям хулиганов, а «НВ» решило выяснить, насколько хорошо обеспечивается безопасность важных объектов городской инфраструктуры в Петербурге, аварии на которых чреваты жертвами и техногенными катастрофами.
Аэропорт
Проникновение на закрытую для посторонних территорию не редкость ни для европейских, ни для российских аэропортов. В России в последние годы такие инциденты отмечались в Якутске, Новосибирске, Челябинске, Ханты-Мансийске, Норильске, Кемерово и других российских городах. Петербург, надо отметить, в этом списке оказывается очень редко. В городе регулярно проходит Международный экономический форум, а также встречи глав крупнейших мировых держав, и мероприятия антитеррористической направленности проводятся в Пулково постоянно.
Однако последний случай показал, что даже неподготовленный хулиган может без труда проникнуть в охраняемую зону и провести в ней достаточно времени для того, чтобы сделать кучу фотографий, а затем так же незаметно удалиться.
Лучший опыт в борьбе с подобными инцидентами у Израиля, где теракты случаются, увы, чаще, чем в других странах. В тамошних воздушных гаванях, например, в обязательном порядке устанавливают двойной кордон вокруг территории аэропорта, а по полосе между двумя заборами курсируют автоматчики с собаками. Что-то подобное было и в Пулково во время саммита «Большой двадцатки», когда все подступы к петербургскому терминалу контролировались спецслужбами.
– Израиль живёт в постоянном ожидании возможной террористической атаки, и поэтому там государство вкладывает большие деньги в обеспечение безопасности аэропортов, – объясняет один из ведущих авиаэкспертов России Олег Пантелеев. – В российских городах эти меры выльются в многомиллиардные затраты, таких денег в бюджете нет. Есть и второй вариант – переложить финансовую нагрузку на плечи авиакомпаний и пассажиров, но тогда стоимость билетов на самолёт многократно возрастёт и мы можем вообще уничтожить воздушный транспорт в России.
По мнению Олега Пантелеева, нынешняя система безопасности Пулково отвечает всем современным требованиям, когда ограждение по периметру выставляется для того, чтобы на взлётную полосу не смогли пробраться дикие животные или случайно заплутавшие прохожие. Против хулиганов оно не помогает, за ними должны следить камеры видеонаблюдения и системы сигнализации. Как только такая система засекает незваного гостя, на место тут же выдвигается группа захвата. Избежать встречи с ней хулиганы могут только в том случае, если тут же ретируются (по всей видимости, так и произошло в Пулково). Впрочем, очень часто желающих прославиться в Сети молодых людей перспектива пообщаться с полицейскими не пугает. Ведь за подобные действия предусмотрен всего-то административный штраф!
Метрополитен
От так называемых диггеров регулярно страдает Петербургский метрополитен. Группы молодых людей забираются в подземные коммуникации ради острых ощущений, не понимая, что это может быть опасно не только для их жизни, но и для жизни пассажиров, если по вине экстремалов выйдет из строя оборудование или коммуникации подземки.
Впрочем, в метрополитене уверяют, что диггерам, как правило, удаётся забраться лишь в заброшенные выработки или технологические шахты, использовавшиеся для строительства станций. Доступы к тоннелям и залам с оборудованием, как говорят сотрудники метро, тщательно перекрыты. Да и по словам самих диггеров, «дыры» в защите подземки найти трудно, а найденными получается воспользоваться не больше одного раза – служба безопасности быстро их обнаруживает. И всё же иногда любителям острых ощущений удаётся попасть на действующие линии метро через систему вентиляционных шахт. Деньги на ликвидацию последствий таких «шалостей» идут из бюджета метрополитена, а значит, из кармана простых петербуржцев. К счастью, к серьёзным последствиям подобные инциденты ещё не приводили.
Очистные сооружения
Особого внимания требует и охрана объектов «Водоканала» – на тех же очистных сооружениях используются разнообразные химические реагенты, попадание которых в воздух, например, при взрыве способно привести к экологической катастрофе. Опасен и доступ злоумышленников к системам, снабжающим горожан водой. Не случайно ведь в прошлые века во время войн противники прибегали к загрязнению источников питьевой воды.
На петербургском «Водоканале» к безопасности подошли творчески: кроме сотрудников вневедомственной охраны и частных охранных предприятий объекты оберегают и служебные собаки. Как пояснили в «Водоканале», животные натренированы не только задерживать нарушителей, но и распознавать наркотик и взрывчатку.
– Попытки несанкционированного проникновения на объекты предприятия были, все они пресекались охраной, – отметила официальный представитель ГУП «Водоканал» Наталия Ипатова. – Все нарушители передавались сотрудникам органов внутренних дел.
Впрочем, по закону наказание ждёт не всех хулиганов, проигнорировавших предупреждение «Вход запрещён». Например, в дирекции Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО «РЖД») «НВ» рассказали, что непрошеные гости у них бывают часто и наибольшую тревогу вызывают граффитисты, раскрашивающие по ночам вагоны. Но вандалов (конечно, если их поймают) можно не только штрафовать, но и привлекать к уголовной ответственности. А в том же Пулково сотрудники даже при задержании не могут предъявить хулиганам, не портящим имущество, серьёзные претензии.
– Нужно обязательно ужесточать наказания за проникновение на территорию аэропортов и других крупных стратегических объектов, – уверен Олег Пантелеев. – Максимум, что сейчас грозит нарушителю, – это штраф в 1000 рублей. А меры должны быть более серьёзными, вплоть до уголовного преследования!
Как сообщил «НВ» источник в петербургском Законодательном собрании, депутаты готовы внести подобную инициативу на обсуждение Госдумы уже весной.
Одни из самых жёстких мер безопасности – на Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС) в Сосновом Бору. Чтобы попасть на её территорию, посетители или работники проходят многоступенчатую проверку документов (её осуществляют представители МВД), а затем должны преодолеть тяжёлые металлические турникеты и двигаться только по отведённым дорожкам. Периметр ЛАЭС – двойная высокая ограда, между рядами которой находится ровная песчаная полоса (на ней обязательно останутся следы в случае несанкционированного проникновения на территорию). По периметру регулярно проходят наряды военных автоматчиков с собаками.
На крупных промышленных предприятиях города охрану обеспечивают сотрудники ЧОПов, в задачу которых входит следить за тем, чтобы на территорию не попадали посторонние. Чаще всего им приходится противодействовать любителям унести с завода чужое имущество. Хулиганы, как правило, такими объектами не интересуются.
Владимир Афанасьев
только факты
- В 2009 году группа хулиганов безнаказанно попала на территорию трамвайного депо в Харьковской области и испортила колёсные тележки, а также разбила стёкла в 12 вагонах.
- 30 апреля 2013 года в испанском аэропорту Барахас полицейские задержали двух молодых людей, пытавшихся испортить крепления дверей запасного выхода одного из лайнеров. До этого хулиганы успели проткнуть множество спасательных жилетов и повредить систему аварийного тормоза самолёта.
- В январе 2014 года группа крепких мужчин попала на территорию предприятия «Уралкалий» в Березняках и попыталась устроить поджог одного из цехов. Охрана оперативно задержала нарушителей.
- 15 июля 2014 года в Московском метрополитене на синей ветке сошли с рельсов три вагона. Официальная причина трагедии – стрелочный механизм путей был закреплён неправильно, из-за чего состав на полном ходу влетел в тюбинг и поперечную стену съезда. Всего пострадали более 200 человек, 24 из них скончались. Виновниками трагедии следователи сочли работников подземки, однако ими вполне могли стать и диггеры, специально или случайно повредившие стрелку.
- 1 сентября 2014 года неизвестные хулиганы проникли на территорию аэропорта Хельсинки, залезли в кабину легкомоторного самолёта и решили покататься на нём. Подняться в воздух им не удалось, но зато вандалы повредили несколько соседних машин. Жертв в результате происшествия не было только по чистой случайности.
- В конце октября 2014 года неизвестный мужчина проник в электродепо Лобня (Подмосковье) и угнал электричку. Злоумышленнику удалось проехать около 10 километров, после чего он врезался в стоящий поезд. К счастью, обошлось без жертв.