Запрещать или страховать?
Как решить вечную проблему с любителями зимней рыбалки
С 15 декабря в Петербурге официально запрещён выход на лёд водоёмов – распоряжение об этом вчера подписал Георгий Полтавченко. Как пояснили корреспонденту «НВ» в Главном управлении МЧС по Санкт-Петербургу, документ будет действовать до того момента, пока на реках и озёрах не установится толстый лёд, о чём спасатели объявят дополнительно. Главная цель подобных документов, принимаемых в Петербурге ежегодно, понятна: исключить или минимизировать чрезвычайные ситуации, когда рыбаки проваливаются под лёд или уносятся на оторванных льдинах в открытую воду. Но помогают ли в этом деле запреты?
Рыбаки из года в год на запреты внимания не обращают. Как правило, это сходит им с рук. Но иногда они терпят бедствие. Тогда по сигналу за ними высылают спасательный вертолёт, а затем происходит длительный процесс спасения, перемежаемый многочисленными препираниями. В частности, рыбаки пытаются взять с собой в салон снасти, сотрудники МЧС этому стараются помешать. Всё это выливается в многомиллионные расходы бюджета… Штрафы же – мизерные: максимум 2,5 тысячи рублей. И толку от них мало.
– Проблема в том, что сроки запрета вводятся у нас «от фонаря», – считает рыбак с 40-летним стажем Аркадий Миронов. – Складывается впечатление, что люди, которые их устанавливают, вообще ничего не знают о ледовой обстановке, да и знать не хотят. Вот буквально вчера знакомые вернулись с рыбалки. Говорят, что припай настолько мощный, что спокойно выдержит до 500 килограммов нагрузки. А выходить на него нельзя… Да и раньше постоянно были перегибы: на водоёмах стоял чуть не метровый лёд, а запрет вовсю действовал.
По мнению опытных рыбаков, сократить число случаев отрыва льдин с людьми помогла бы регулярная публикация карт ледовой обстановки: с предупреждениями о наиболее опасных местах и трещинах. Так, чтобы любители зимней рыбалки могли в оперативном режиме выяснить в интернете, в каком месте лёд крепкий, а в каком выходить действительно опасно. Ведь вряд ли кто из рыбаков решится рисковать жизнью, если наверняка будет знать о реальной опасности.
Кроме того, Аркадий Миронов предлагает ввести систему страхования – чтобы в случае чрезвычайной ситуации рыбаки могли вполне легально вызвать спасателей, а все расходы потом оплачивали бы страховые компании.
– Например, приобретает человек рыболовный билет, а в него уже включена стоимость страховки, – предлагает он. – Нам, правда, часто говорят, что гонять вертолёт за оторвавшимися на льдине рыбаками очень дорого. Ну, пусть тогда катера на воздушной подушке задействуют. И спасатели, кстати, будут в таком случае не за спасибо работать, а получать с каждого вызова определённые суммы в виде премий. При этом тех, кто страховки не имеет, конечно, тоже обязательно нужно брать на борт. Но им-то придётся потом за это заплатить штраф. И большой – например, 10 или 15 тысяч.
Страховщики эту идею полностью поддерживают. Как рассказал корреспонденту «НВ» представитель одной из крупнейших страховых компаний Александр Волков, введение добровольного или обязательного страхования рыбаков позволит полностью сократить бюджетные расходы на выезды спасательных служб в район оторвавшихся льдин.
Так или иначе, властям давно пора задуматься – как сделать запрет выхода на лёд более цивилизованным. И пути выхода из этой, казалось бы, тупиковой ситуации, как видим, есть.
Проблема в том, что сроки запрета вводятся у нас «от фонаря». Складывается впечатление, что люди, которые их устанавливают, вообще ничего не знают о ледовой обстановке, да и знать не хотят. Сейчас знакомые вернулись с рыбалки, говорят, что припай настолько мощный, что спокойно выдержит до 500 килограммов нагрузки, а выходить на него уже нельзя.
Аркадий Миронов, рыбак с 40-летним стажем
Владимир Афанасьев. Фото Юлии Осмоловской