Город

«Второй Чернобыль нам не нужен!»

13 декабря

Корреспонденты «НВ» побывали на строящейся ЛАЭС-2, чтобы убедиться в её безопасности

Масштабы строительства огромны – до 5 тысяч человек работают на 129 объектах


– Из окон автобуса не фотографировать. Если не хотите, чтобы технику отобрали. Фотографировать только там, где я скажу. Никто ни на шаг от меня не отходит, – сопровождающий группу журналистов начальник отдела информации и общественных связей Ленинградской АЭС-2 Николай Кашин поначалу показался человеком суровым.

В первой части маршрута первого тура проекта Pitertrip по малоизученным объектам Ломоносовского района Ленинградской области и окрестностям города Сосновый Бор царила вольница: фотографируй что хочешь! А фотографировать было что – и в Лебяжьем с его Лоцманским селением и храмом Николая Чудотворца (памятником деревянного зодчества), и на живописном обрывистом берегу Финского залива, и на форте Красная Горка. И вдруг такая строгость!

Девушка, закрывая крышкой объектив, робко начала:

– А если у вас здесь туристическая группа…

Николай Вениаминович иронично улыбнулся:

– У нас не бывает туристических групп. Вы – наш, а мы – ваш эксклюзив.

ЛАЭС-2 возводится в промышленной зоне Соснового Бора, в двух километрах от побережья Копорской губы.

Между первым и вторым строящимися реакторами журналистам предложили выйти из автобуса.

Справа бульдозер и каток утюжили покатый песчаный склон. Слева из-за второго блока на дорогу, покрытую мутной жижей, вывернул КамАЗ-бетономешалка. Вдалеке тыкался ковшом в грунт экскаватор. Неспешно разворачивались многочисленные башенные краны… Стройка как стройка. Впечатляют только масштабы. Грандиозные промышленные корпуса зданий, осанистые конусообразные газоотводящие трубы. Где-то там, в тумане, 68-я, верхняя, «отметка» – не повезло нам с погодой…

– Ощущение – как у пирамиды Хеопса! – проронил кто-то.

Кашин объясняет:

– Здесь посеют траву, посадят деревья. Управление станцией будет осуществлять смена из пяти человек, которым предстоит передвижение только под землёй.

Да и сейчас рабочих вроде бы на стройке немного: тут стайка, там – стайка. Впечатление, оказывается, ошибочное.

– Над созданием этого уникального сооружения трудится от трёх до пяти тысяч человек ежедневно, – продолжает рассказ Николай Вениаминович. – Все – граждане Российской Федерации. В настоящее время ведутся работы на 129 объектах. Основные усилия строителей сосредоточены на первом и втором энергоблоках. Всё основное оборудование в первом блоке уже установлено, начались пуско-наладочные работы. В апреле 2015-го мы должны получить ядерное топливо и загрузить его в реактор. А ещё в этом году – получить первый «куб» обессоленной воды. ЛАЭС-1 забирает водичку из залива и сбрасывает в залив охлаждённую. Здесь же вода и в первом, и во втором контуре будет циркулировать в замкнутом цикле. (Первый контур – это реактор.) Часть пара, конечно, будет испаряться из градирен, но максимальный разнос – три километра. И то это уже дистилят.

Конечно же, журналистов в первую очередь интересует безопасность ЛАЭС-2.

– Второй Чернобыль нам не нужен! – говорит Кашин. – После аварии на Фукусиме-1 в проект внесены дополнения. Но и без того наш реактор и сама станция уникальные, и система безопасности уникальная. Температура в реакторе – 2600 градусов. Предположим, авария: перегрев, пошёл расплав…

Что произойдёт дальше, Николай Вениаминович объясняет как школьникам, на бытовом примере:

– Все мы пьём чай. Или кофе. Многие добавляют сгущёнку. Что с ней происходит? Правильно, оседает на дно. Сгущёнка – это расплавленная масса реактора. Стенка корпуса реактора – 100 миллиметров. Но если вдруг она расплавится, вся масса уйдёт на минусовую отметку, под реактор. Там уникальное устройство – ловушка расплава. Масса попадает в ловушку и накрывается «жертвенным» материалом – борной водой. И тут же начинается охлаждение.

Проектировщики, по словам Кашина, «заложили много систем защиты». Так, у реактора двойная защитная оболочка – наружная и внутренняя; наружная – 120 сантиметров, внутренняя – 80.

Чтобы понять, насколько это надёжно, нужно быть специалистом. Таких среди журналистов, судя по задаваемым вопросам, не наблюдается, и Николай Вениаминович прибегает к общедоступным объяснениям. Корпус реактора выдержит прямое падение самолёта «Боинг-777», а это 400 тонн. Он рассчитан на 8-балльное землетрясение. И на цунами до 20 метров высотой. А мы сейчас находимся на отметке +25 метров над уровнем моря…

Работы на ЛАЭС-2 (первый бетон залили в 2008 году) идут по графику, но график довольно жёсткий. Пуск первого блока должен состояться в 2016-м. В 2019-м – второго. ЛАЭС-2 – станция замещающая. То есть, как только введут в строй один из её блоков, один из блоков ЛАЭС-1 остановят. Навсегда. Цель проекта – к 2026 году полностью заменить действующую станцию, первый блок которой был сдан в эксплуатацию в 1973 году, четвёртый – в 1981-м.

 

Расчётный срок службы ЛАЭС-2 составляет 50 лет.


Бетонные и металлоконструкции уходят вдаль. И все – высочайшего качества. Главное – надёжность и безопасность АЭС



Тут каток утюжит песчаный склон, там неспешно разворачиваются башенные краны... Стройка не останавливается ни на мгновение


Владимир Желтов. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь