«Второй Чернобыль нам не нужен!»
Корреспонденты «НВ» побывали на строящейся ЛАЭС-2, чтобы убедиться в её безопасности
– Из окон автобуса не фотографировать. Если не хотите, чтобы технику отобрали. Фотографировать только там, где я скажу. Никто ни на шаг от меня не отходит, – сопровождающий группу журналистов начальник отдела информации и общественных связей Ленинградской АЭС-2 Николай Кашин поначалу показался человеком суровым.
В первой части маршрута первого тура проекта Pitertrip по малоизученным объектам Ломоносовского района Ленинградской области и окрестностям города Сосновый Бор царила вольница: фотографируй что хочешь! А фотографировать было что – и в Лебяжьем с его Лоцманским селением и храмом Николая Чудотворца (памятником деревянного зодчества), и на живописном обрывистом берегу Финского залива, и на форте Красная Горка. И вдруг такая строгость!
Девушка, закрывая крышкой объектив, робко начала:
– А если у вас здесь туристическая группа…
Николай Вениаминович иронично улыбнулся:
– У нас не бывает туристических групп. Вы – наш, а мы – ваш эксклюзив.
ЛАЭС-2 возводится в промышленной зоне Соснового Бора, в двух километрах от побережья Копорской губы.
Между первым и вторым строящимися реакторами журналистам предложили выйти из автобуса.
Справа бульдозер и каток утюжили покатый песчаный склон. Слева из-за второго блока на дорогу, покрытую мутной жижей, вывернул КамАЗ-бетономешалка. Вдалеке тыкался ковшом в грунт экскаватор. Неспешно разворачивались многочисленные башенные краны… Стройка как стройка. Впечатляют только масштабы. Грандиозные промышленные корпуса зданий, осанистые конусообразные газоотводящие трубы. Где-то там, в тумане, 68-я, верхняя, «отметка» – не повезло нам с погодой…
– Ощущение – как у пирамиды Хеопса! – проронил кто-то.
Кашин объясняет:
– Здесь посеют траву, посадят деревья. Управление станцией будет осуществлять смена из пяти человек, которым предстоит передвижение только под землёй.
Да и сейчас рабочих вроде бы на стройке немного: тут стайка, там – стайка. Впечатление, оказывается, ошибочное.
– Над созданием этого уникального сооружения трудится от трёх до пяти тысяч человек ежедневно, – продолжает рассказ Николай Вениаминович. – Все – граждане Российской Федерации. В настоящее время ведутся работы на 129 объектах. Основные усилия строителей сосредоточены на первом и втором энергоблоках. Всё основное оборудование в первом блоке уже установлено, начались пуско-наладочные работы. В апреле 2015-го мы должны получить ядерное топливо и загрузить его в реактор. А ещё в этом году – получить первый «куб» обессоленной воды. ЛАЭС-1 забирает водичку из залива и сбрасывает в залив охлаждённую. Здесь же вода и в первом, и во втором контуре будет циркулировать в замкнутом цикле. (Первый контур – это реактор.) Часть пара, конечно, будет испаряться из градирен, но максимальный разнос – три километра. И то это уже дистилят.
Конечно же, журналистов в первую очередь интересует безопасность ЛАЭС-2.
– Второй Чернобыль нам не нужен! – говорит Кашин. – После аварии на Фукусиме-1 в проект внесены дополнения. Но и без того наш реактор и сама станция уникальные, и система безопасности уникальная. Температура в реакторе – 2600 градусов. Предположим, авария: перегрев, пошёл расплав…
Что произойдёт дальше, Николай Вениаминович объясняет как школьникам, на бытовом примере:
– Все мы пьём чай. Или кофе. Многие добавляют сгущёнку. Что с ней происходит? Правильно, оседает на дно. Сгущёнка – это расплавленная масса реактора. Стенка корпуса реактора – 100 миллиметров. Но если вдруг она расплавится, вся масса уйдёт на минусовую отметку, под реактор. Там уникальное устройство – ловушка расплава. Масса попадает в ловушку и накрывается «жертвенным» материалом – борной водой. И тут же начинается охлаждение.
Проектировщики, по словам Кашина, «заложили много систем защиты». Так, у реактора двойная защитная оболочка – наружная и внутренняя; наружная – 120 сантиметров, внутренняя – 80.
Чтобы понять, насколько это надёжно, нужно быть специалистом. Таких среди журналистов, судя по задаваемым вопросам, не наблюдается, и Николай Вениаминович прибегает к общедоступным объяснениям. Корпус реактора выдержит прямое падение самолёта «Боинг-777», а это 400 тонн. Он рассчитан на 8-балльное землетрясение. И на цунами до 20 метров высотой. А мы сейчас находимся на отметке +25 метров над уровнем моря…
Работы на ЛАЭС-2 (первый бетон залили в 2008 году) идут по графику, но график довольно жёсткий. Пуск первого блока должен состояться в 2016-м. В 2019-м – второго. ЛАЭС-2 – станция замещающая. То есть, как только введут в строй один из её блоков, один из блоков ЛАЭС-1 остановят. Навсегда. Цель проекта – к 2026 году полностью заменить действующую станцию, первый блок которой был сдан в эксплуатацию в 1973 году, четвёртый – в 1981-м.
Расчётный срок службы ЛАЭС-2 составляет 50 лет.
Бетонные и металлоконструкции уходят вдаль. И все – высочайшего качества. Главное – надёжность и безопасность АЭС
Тут каток утюжит песчаный склон, там неспешно разворачиваются башенные краны... Стройка не останавливается ни на мгновение