Нечего ночами шляться?..
Почему в Петербурге очень медленно развивается ночной транспорт
Ночные автобусы, дублирующие ветки метро и хоть отчасти составляющие конкуренцию такси, на днях заявили о своей экономической несостоятельности. Выяснилось, что себестоимость поездки составляет 334 рубля. А тариф – 25 рублей. Сумма убытков, которые понёс город за минувший сезон, около 18 миллионов рублей. На фоне этих подсчётов возникает вопрос: нужен ли городу развитый ночной транспорт?
Несколько дней назад в Петербурге закончился сезон работы ночных автобусов, начавшийся 30 апреля. Напомним, что маршруты дублируют линии городского метрополитена и что автобусы ходят две ночи в неделю – с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье. А кроме того, 1 и 9 Мая, в «Ночь музеев», День города, во время праздника выпускников «Алые паруса»…
По словам пресс-секретаря ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяны Клепиковой, летом за уик-энд ночными автобусами пользуются около 4000 петербуржцев, в конце же сезона количество пассажиров иногда не превышает и тысячи человек.
Маршрутов – 5 (по количеству линий метро). Во время разводки мостов автобусы ездят по укороченным (разделённым надвое) маршрутам – их помечают литерами «А» и «Б». Интервал движения – около 30 минут.
– Сейчас мы направили в комитет по транспорту предложение продлить маршруты ночных автобусов в глубь спальных районов, чтобы петербуржцам стало удобнее добираться до дома, – говорит Татьяна Клепикова.
…Тем временем горожане часто сетуют, что петербургское метро закрывается слишком рано. Как выяснил корреспондент «НВ», нынешний график работы подземки обусловлен двумя факторами: той же экономической целесообразностью и необходимостью проводить профилактические работы, осмотр путей, механизмов. То есть даже лишний час работы, говорят в метрополитене, сказался бы на безопасности.
Кроме того, это ударило бы по кошельку пассажиров. Ведь за перевоз «воздуха», как в метро называют езду фактически пустых поездов в позднее время, придётся платить дополнительно.
Круглосуточная работа метрополитена возможна, но только в некоторые праздничные дни. В Петербурге эта система уже опробована – в нынешнем году, например, станции не закрывались на Пасху и День Победы.
Если же вспомнить идею запуска ночного челнока между станциями «Спортивная» и «Адмиралтейская», который курсирует по пятой линии во время навигации и разводки мостов на Неве, то и она, кроме убытков, ничего не принесла. В среднем за ночь челноком пользуются не более 100 пассажиров.
Кстати, как на этом участке с профилактикой? Для проведения работ поезд по чётным дням ходит по одному тоннелю, по нечётным – по другому.
То есть при желании (и финансовых возможностях) проблемы решаемы.
Скажем, берлинское метро работает по ночам уже почти десять лет. В ночь на выходной (или праздник) поезда ездят каждые 15 минут. А в ночи накануне будних дней метро в столице Германии заменяется автобусами, которые дублируют маршруты линий метро.
Уже четвёртый год по похожей схеме живёт и Вена, где в своё время за введение ночных линий метро проголосовали 55 процентов горожан, несмотря на то что это нововведение обходится в 5 миллионов евро ежегодно. Кроме того, в австрийской столице тоже действует сеть ночных автобусных маршрутов. То же самое – в Стокгольме и Барселоне. А в Хельсинки, Праге, Мюнхене, Милане, Будапеште, Риме, Осло, Афинах – во всех этих городах ходят ночные автобусы. А метро хотя и не работает круглосуточно, но закрывается на час-два позже, чем в Петербурге.
…Ну а в Петербурге тем временем вся ночная надежда на такси. Мы позвонили в несколько фирм, чтобы узнать, сколько же стоит добраться от нашей редакции (Каменноостровский проспект, 67), например, до конца Ленинского проспекта.
Средняя цена поездки по этому маршруту, если ехать днём, составляет около 500–600 рублей (диапазон цен – от 430 до 1000 рублей). При этом понятно, что во время навигации таксистам, которые работают ночью, приходится искать сведённые мосты, из-за чего длина маршрута, а значит, и стоимость поездки увеличиваются.
Почему ночью не действуют скидки? В таксомоторных фирмах объясняют: да, пробок меньше – ехать по городу быстрее. Но клиентов меньше, а стало быть – больше простоя. Кроме того, часть пассажиров – пьяные, неадекватные. И к тому же по ночам люди, вызвавшие такси, порой не хотят расставаться с компанией – и поэтому водители часто мотаются вхолостую.
В преддверии Нового года нам остаётся только добавить, что цены на такси в новогоднюю ночь, как правило, вдвое выше обычных. Зато метро, скорее всего, работать будет.
Полина Огородникова, Владимир Афанасьев. Фото Интерпресс