Жетонная лихорадка
Петербургский метрополитен создал ажиотаж и очереди на пустом месте
Вторую неделю сотни тысяч жителей и гостей Петербурга с присущей культурной столице деликатностью давятся в очередях. Недавний ажиотаж вокруг бытовой электроники и валюты здесь совершенно ни при чём. Люди теряют время в очередях не для того, чтобы выгодно вложить или переложить деньги, а чтобы всего лишь воспользоваться услугами метро. Для чего, как известно, нужно купить жетончик. Эта простая операция сейчас требует от 10 до 30 и более минут, а толпы стоящих в кассы людей полностью забивают вестибюли, так что к турникетам, бывает, не протолкнуться. Устроил этот предновогодний ажиотаж ГУП «Петербургский метрополитен» с целью обезопасить себя от финансовых потерь.
С Нового года традиционно повышается стоимость проезда в метро: с нынешних 28 до 31 рубля. И так же традиционно руководство питерской подземки боится, что горожане запасут слишком много дешёвых жетонов, нанеся тем самым ущерб интересам перевозчика. В этой связи, как говорится в сообщении метрополитена, сотрудникам станций – вплоть до кассиров – дано право по своему усмотрению ограничивать продажу жетонов. Делегировав эти полномочия низовому звену, первые лица метрополитена освободили себя от ответственности, ведь если что, всегда можно сослаться на перегибы на местах. Кассиры же, не сговариваясь, установили квоту: два жетона в руки.
С точки зрения тех, кто санкционировал двухжетонную норму, она доставит пассажирам всего лишь мелкие неудобства. Те, кто пользуется метро эпизодически и не имеет проездного, привыкли покупать зараз 4–6 жетонов, сейчас их на время ограничили двумя – разница, казалось бы, непринципиальная. Тем более что действуют различные виды проездных. Эти в целом правильные рассуждения плохи лишь тем, что не имеют никакого отношения к реальной ситуации. Дело в том, что очереди в кассы метро стоят круглый год, особо удлиняясь после праздников, по понедельникам, а также ежедневно в утренние и вечерние часы пик. Стоят и те, кто покупает или пополняет проездные – а эта операция требует пары минут, особенно когда речь идёт о студентах и пенсионерах, которые предъявляют документы, – и те, кому просто нужно 6 жетонов. Особых проблем это не вызывало, но после введения декабрьских «квот» число тех, кто стоит за жетончиками, увеличилось примерно втрое. Соответственно выросли и очереди.
Можно, конечно, обвинить во всём самих же очередников: мол, давно нужно было перейти на электронные проездные. Они и пассажирам удобны – купи хоть 10, хоть 70 поездок и забудь надолго об очередях, и метрополитену выгодны, ведь внесённые на них авансом деньги – это, по сути, бесплатный кредит. А те, кто пользуется метро эпизодически, пусть кладут на карточку деньги на те же 2–6 поездок. Тогда, может, метрополитену вообще отказаться от жетонной системы? Это в торговле царит конкуренция, борьба за покупателя, поэтому в магазинах можно расплачиваться и кредитными картами, и наличными – кому как удобно. А метрополитен у нас один, как решит, так и будет. Но раз он решил, что жетонная система ему по-прежнему нужна, зачем же было устраивать предновогоднее позорище с очередями и толкотнёй в вестибюлях?
Как уже не раз говорилось, руководство метрополитена опасается злоупотреблений граждан, которые могут скупить массу жетонов по старой цене. Теперь попробуем представить, как это выглядит в реальной жизни. Сколько жетонов может реально запасти экономный пассажир: 50, 100? Больше – невыгодно, потому что это опять-таки получится бесплатный кредит метрополитену, да и карман лопнет нести такую кучу. А выгадает человек даже на 100 жетонах 300 рублей. Вряд ли эта сумма является значимой даже для петербургского пенсионера…
Если же следовать логике, что наш человек на всём хочет сэкономить и выгадать, тогда и на все товары нужно вводить квоты и нормы. Соль вот тоже дорожает год от года, поэтому нужно ввести правило: больше двух пачек в руки не давать, чтобы не закупали её мешками. Мыло хозяйственное – два куска в месяц. Сахар – килограмм на трудящегося и полкило на иждивенца… Не дай бог, конечно, но вот относительно жетонов действует именно такая логика.
Впрочем, вряд ли жетонный хаос устроен руководством метрополитена ради мизерной крохоборской выгоды. Скорее всего, просто лень было его предотвратить: запасти дополнительные жетоны, отремонтировать, наконец, хронически не работающие автоматы по их продаже и терминалы для пополнения карточек, провести рекламную кампанию по переходу на электронные проездные, открыть дополнительные точки по продаже этих проездных и жетонов. Ответ на эти предположения легко предугадать: всё это дополнительные расходы, а лишних денег у метрополитена нет.
Тогда, если уж считать деньги, давайте прикинем, на какую сумму было потрачено в очередях время горожан. Любое время, даже нерабочее, имеет свою цену. Возьмём самый мизерный тариф – 100 рублей в час. И опять-таки по минимуму предположим, что около миллиона пассажиров за эту неделю потеряли в очередях 1 лишний час. Миллион часов по 100 рублей – это 100 миллионов рублей. Хотя реальная цифра потерь за последние две недели – от 300 миллионов и выше.
Приплюсуем к этому имиджевые потери, те впечатления, которые увезли с собой иностранцы, испорченное настроение сотен тысяч людей, обиду на то, что «власть нас не уважает». Стоила всего этого экономия на жетончиках, кассирах и рекламе проездных?