Замороженная красота
В Петропавловской крепости 1 января откроется фестиваль ледовых скульптур. Корреспонденты «НВ» первыми заглянули на закрытую территорию и даже приложили руку к созданию будущего шедевра
В январе Петропавловскую крепость заселят сказочные существа, выполненные изо льда
– Вы что, правда никогда не резали по льду? – усмехается скульптор. – Тогда я вас научу. Выбирайте стамеску: есть полукруглые, есть прямые, есть уголки... Двумя руками обхватывайте, упирайтесь сильнее, угол соблюдайте… вот видите – получается…
Держать в руках диктофон куда привычнее, чем остроконечную стамеску. Лёд упруго крякнул – и поддался, сопротивление оказалось куда меньшим, чем ожидалось. Ещё одно небольшое усилие – и ровная лодочка-стружка упала на землю.
– У вас есть потенциал! – обнадёживающе подмигивает мастер.
Пилы стонут, разрезая параллелепипеды льда. Дыхание на морозе превращается в облака пара. Щёки от холода заливает краска. Но работа на площадке кипит. (Уж простите за каламбур!) Фестиваль ледовых скульптур проходит в Петербурге более 10 лет, но в этот раз не обошлось без ноу-хау: лёд впервые был изготовлен… прямо в стенах Петропавловской крепости.
– Сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга разработал собственную технологию намораживания, которая позволила нам сделать лёд без брака, – говорит куратор фестиваля Борис Косолапов. – С весны мы готовили лёд в специальных холодильных установках. Он получился прозрачным, звонким и прекрасно подходит для того, чтобы вырезать из него сказочные вещи. Но больше я вам не расскажу – секрет!
Зато не секрет, что сохранность ледовой скульптуры напрямую зависит от благосклонности зимы.
– Мы очень зависимы от погоды, но надеемся, что в этот раз не повторим прошлогоднюю историю: тогда очень удачная выставка проработала три с половиной дня. Пока прогноз погоды оптимистичный. И мы надеемся, что в этот раз выставка продержится до марта, – говорит куратор. И в шутку добавляет: – А лучше до июня!
Единой тематики у нынешнего фестиваля нет. Музей просто предложил зарекомендовавшим себя скульпторам разработать
15 композиций на разный вкус и цвет. Возглавит галерею образов символ года – баран. Данью уважения любимому городу станет точная копия ангела со шпиля Петропавловского собора. Целый композиционный блок так и хочется назвать дуэтами: Нептун с русалкой, крокодил Гена с Чебурашкой, Дед Мороз и Снегурочка… Ну и какой же Новый год без нечисти? Волшебница Малефисента окутает публику своими чарами. Будет и тантамареска (ледяной стенд для фотографирования) в виде палача с гильотиной, в отверстие которой все желающие смогут вставить голову и щёлкнуться на память.
Участие в фестивале примут десять мастеров из России и Украины. К слову, украинский скульптор Валерий Петренко в Рождество проведёт мастер-класс – создаст ледяной вертеп прямо на глазах у публики.
Многие авторы стали постоянными участниками фестиваля. Например, петербуржец Артём Карамышев представляет свои композиции в седьмой раз. Любовь Артёма к столь непостоянному материалу, как лёд, на редкость долговечна.
– Будучи студентами, 30 лет назад, мы с ребятами строили снежные городки, – вспоминает ледовый скульптор. – Позже пробовали разные технологии: налепляли снег на каркасы или забивали его в опалубку – фанерный короб с направляющими. Современные технологии помогают добиваться удивительной прозрачности льда. Если вырезать куски льда на реках или озёрах, там попадается песок – и от него тупится стамеска….
Теоретически, говорит мастер, скульптуры могут храниться даже при плюсовой температуре. Другое дело, что детали и нюансы при этом будут «оплавляться» – сглаживаться. В любом случае на недолговечность своего творчества художник смотрит философски:
– Мне даже нравится, что в этом процессе есть какая-то динамика: одно растаяло – вырезал новое, перемены полезны для искусства. А вообще для меня, как для художника, самое важное – вызывать эмоции и приносить радость людям. Без этого работа оказывается пустой.
А вот член Союза художников России Евгений Кузнецов профессионально соприкасается со льдом второй раз в жизни. Но это занятие его так захватило, что на нынешнем фестивале он сразу замахнулся на сложную тантамареску на вольную эскимосскую тему.
– Рядом с моей работой каждый сможет представить себя эскимосом, – шутит Евгений, – тут их целая семья! Папа-шаман бьёт в бубен, ребёнок держит рыбу, а мама успокаивает папу, чтобы он не бил в бубен слишком уж сильно. (Смеётся.) Сзади будет иглу, сбоку – тотемный столб. В этой композиции есть очень позитивный заряд, ведь семья – это любовь. И перспектива.