«Мы разделились на два враждующих лагеря»
Конфликт вокруг Украины не только вызвал раскол в гражданском обществе, но и породил конфликт в среде литераторов
По Сети гуляет фотография, на которой главный спонсор харьковского международного фестиваля фантастики «Звёздный мост» дружески беседует с одним из уважаемых украинских фантастов. Фото всего несколько лет, но оно уже стало историческим курьёзом. Потому что главный спонсор одного из самых престижных конвентов фантастов – министр внутренних дел Украины Арсен Аваков – один из главных «ястребов» нынешнего киевского правительства. А писателя зовут Фёдор Березин, позже он стал заместителем министра обороны Новороссии Игоря Стрелкова, а ныне – помощник коменданта Донецка… Если бы Авакову сказали тогда, на каких позициях он и его собеседник будут стоять через несколько лет, министр бы просто расхохотался.
Тот же Аваков – истинный фанат фантастики – в свою бытность главой мэрии Харькова и Харьковской областной администрации в 2005 году вручал молодому писателю Александру Зоричу (коллективный псевдоним двух харьковских авторов – Яны Боцман и Дмитрия Гордевского, с 2010 года живущих и работающих в Москве) персональную премию за роман «Без пощады», в которой описывается война на Украине, где в качестве агрессора выступает Турция, которая аннексирует Крым, а Россия заступается за братскую страну. Думаю, Арсену Борисовичу сейчас вспоминать об этом крайне неприятно…
– Сегодня мы (писатели-фантасты. – Прим. ред.) разделились на два активно враждующих на страницах прессы, в блогосфере и реальной жизни военных лагеря, – рассказывает Яна Боцман. – В первом неистовая Ольга Чигиринская, киевский писатель и журналист Владимир Аренев, мы когда-то дружили, хотя после того, как он со страниц московского журнала «Мир фантастики» не слишком элегантно посоветовал мне «не мучиться», а эмигрировать уже побыстрей в свою Россию, дружба сия несколько потускнела; Ян Валетов – иногда он пишет под псевдонимом Борис Битнер, помощник скандального олигарха Коломойского, киевская журналистка и писательница Яна Дубинянская. В другом – одессит, писатель старой фантастической школы Лев Вершинин, отважный и воинственный севастополец Дмитрий Янковский, на мой взгляд сильно недооценённый автор. Далее упомяну «патриарха» – одного из самых известных и любимых широкой публикой писателей-фантастов последних двадцати лет – Юрия Александровича Никитина. Этот бесконечно плодовитый и весёлый харьковчанин в начале девяностых переехал в Москву. К этому добавим блистательного Михаила Елизарова и великолепного, немыслимого, многажды обессмертившего Харьков Эдуарда Лимонова – никоим образом не фантаста, но харьковчанина…
Этим списком ряды враждующих на почве украинского конфликта писателей далеко не исчерпываются. При этом речь идёт лишь о литераторах, пишущих по-русски. Разумеется, есть и те, кто пытается сохранить в этом противостоянии нейтралитет, молча делая свою работу. Остальные – по разные стороны баррикад.
Бывшие собратья по перу, которые ещё недавно с радостью общались, теперь не просто спорят или ссорятся – чувства, которые они стали испытывать друг к другу, можно назвать только ненавистью, и это не будет преувеличением. Они не просто обмениваются точками зрения и опровергают оппонента – большинство из них давно перешли на личности в политических дискуссиях и обвиняют противников в самых жутких вещах. И желают им ещё более жутких вещей, вовсю используя для этого свою богатую писательскую фантазию.
хроника виртуальной войны
«Ведь ты ненавидишь украинцев. А я, знаешь, украинец»
Самым ярким примером такой «войны» – виртуальной, но не ставшей от этого менее жестокой, – можно назвать противостояние украинского писателя-фантаста Андрея Валентинова и нескольких российских литераторов. В марте этого года Андрей Шмалько (Валентинов – его литературный псевдоним) написал «обращение» к этим для него уже бывшим друзьям, объявив каждого из них своим личным врагом и врагом Украины. Тон этого письма больше подходил не фантасту, а автору дамских любовных романов – с той лишь разницей, что персонажи таких романов обычно не употребляют в своей речи мат и другие ругательства, а также интернет-сленг. По этой причине процитировать в газете можно лишь немногие фрагменты «декларации» Валентинова.
«Оружие писателя – слово, говорите? Ну, пусть, но слово не крик. А сейчас время крика, дикого ора – такого, что телевизор включать жутко.
После общих фраз о собственном страхе, вполне понятном для человека, в стране которого идёт братоубийственная гражданская война, Шмалько-Валентинов переходит на личности российских фантастов, с которыми когда-то обсуждал литературу и выпивал на конвентах: «Скажи, Саша Громов, тебе будет приятно, когда нас станут убивать? Ведь ты ненавидишь украинцев. А я, знаешь, украинец. У меня есть несколько книг с твоими автографами. Кому их завещать? Скажи, Лёва Вершинин, тебе выйдет премия, когда убьют ещё нескольких харьковчан? Лазарчук! Андрей! Ты же врач! Помнишь, в Москве, на «Росконе», мне поплохело, а ты меня за пять минут на ноги поставил? Мне сейчас куда хуже, но ты мне не станешь помогать, ты ведь ненавидишь Украину и украинцев. А я, знаешь, украинец». Больше всего в письме досталось Сергею Лукьяненко – своё отношение к нему Валентинов выразил одними ругательствами.
Сами российские писатели, узнав от украинского коллеги о своей кровожадности, отреагировали по-разному. Андрей Лазарчук напомнил Валентинову, что через год после описанного им в письме случая тот бездоказательно обвинил его в нацизме. Но при этом Лазарчук пообещал и дальше оказывать Валентинову медицинскую помощь, если таковая ему понадобится.
Александр Громов подробно комментировать письмо Валентинова не стал, однако написал в своём дневнике, что ситуация на Украине стала «чёрно-белой» и что всем, кто неравнодушен к происходящему там, надо выбирать, на чьей они стороне.
А вот Сергей Лукьяненко написал в своём блоге ответ – тоже довольно длинный и эмоциональный: «Славьте бойцов майдана и носите им пирожки, недоумки. Но если хоть одна из писательских «персон», славивших майдан и майданутых, пишущих притом на русском и печатающихся в России, захочет появиться на российских конвентах – я буду против. Захочет публиковаться в России – приложу все силы, дабы помешать. Будьте последовательны, мерзавцы!»
Лев Вершинин тоже призывает закрыть для украинских фантастов российские конвенты: «Я официально обращаюсь к г-ну Байкалову и оргкомитету «Роскона» в целом с просьбой рассмотреть вопрос о возможности официального пребывания на главном ныне российском конвенте любителей фантастики украинских литераторов, вне зависимости от уровня их одарённости, и активистов фэн-движения, запятнавших себя моральным соучастием в неонацистском путче, повлёкшем за собой многочисленные человеческие жертвы и угрозу установления на Украине нацистской диктатуры».
И так далее…
Страсти вокруг письма Валентинова и ответа ему Лукьяненко бушуют в интернете до сих пор.
Павел Виноградов, Татьяна Алексеева