На вкус и цвет... архитектора нет – 3
«НВ» продолжает рассказ о примерах неудачной застройки городов-спутников Петербурга. Сегодня в центре внимания – Павловск
В номерах от 26 ноября 2014 года и 20 декабря 2014 года «НВ» рассказывало читателям о том, какими домами застраиваются исторические центры Царского Села и Петергофа. Как мы уже говорили, на взгляд неспециалиста, называть здания, на которые мы обратили внимание, неудачными слишком смело, однако «НВ» в данном случае опирается на мнение архитектурного критика Алексея Хваля, который, как и любой другой критик – кино-, театральный или музыкальный, – оперирует своими экспертными представлениями о том, что хорошо, а что плохо. Следующим пунктом нашей экспертной экскурсии по городам-спутникам Петербурга стал Павловск.
«Пресный вариант постмодернизма»
Ещё недавно на Гуммолосаровской улице, 4а (угол с улицей Васенко), стоял памятник архитектуры – деревянный дом Розенблада, построенный в 1840-х годах архитектором Иваном Потоловым. В российское время градозащитник Владимир Лисовский своей «историко-культурной экспертизой» снял его с охраны, а в 2012-м старинную постройку снесли. К тому моменту она находилась в упадке: некоторые стены провалились.
Взамен компания «Павловск-стройинвест» предложила совершенно другой объект – четырёхэтажный многоквартирный жилой дом на высоком цоколе. Верхний этаж выполнен как вытянутая вверх мансарда. В трапециевидных фронтонах, обращённых на каждую сторону постройки, вставлены окна. В минувшем году новостройку ввели в эксплуатацию.
– Постмодернизм в его наиболее пресном варианте. Вялая композиция, приплюснутые пропорции, некрасивый рисунок деталей, – комментирует Алексей Хваль.
«Небрежное качество исполнения»
Комплекс зданий под звонким названием «Павловские усадьбы» занял полквартала на улице Первого Мая, 10. Новостройки выходят также на Конюшенную и Госпитальную улицы.
В общей сложности архитектурная мастерская «А.Лен» Сергея Орешкина напроектировала там шесть двухэтажных домов. Внешне они очень похожи друг на друга. Внутри разместилось 60 квартир.
Застройщик «Евросплав» уверял покупателей, что «единая концепция застройки выдержана в стиле архитектуры XVIII–XIX веков». Правда, в чём заключался этот стиль, не пояснялось, а это было бы интересно, поскольку фасады не имеют ни единого дореволюционного элемента.
«Обычным грубым уездным постмодернизмом» назвал получившийся комплекс Алексей Хваль. Он также обнаружил, что если на проектных иллюстрациях здания были «не совсем безнадёжные», то «от небрежного качества прорисовки и исполнения они очень проигрывают».
«Фасад у здания отсутствует»
Лет пятнадцать назад на углу Конюшенной улицы и улицы Правды (прежде Водопроводной) стояла одна из достопримечательностей Павловска – резной деревянный дом Асмуса в стиле модерн. Его построили ещё в конце XVIII века, а затем не раз перестраивали.
Последнюю перестройку павловчане называют варварством: собственник взял и всю деревянную красоту обложил пеноблоками. Возможно, именно это стало причиной снятия здания с государственной охраны в 2008 году.
В 2012-м его снесли. Взамен возвели аж шестиэтажный спальный жилой дом на высоком цоколе. В прошлом году застройщик – фирма «Жилспецстрой» – сдал его.
– Фасад у здания отсутствует, – фиксирует Алексей Хваль, а потому из преимуществ в получившейся постройке отмечает относительно аккуратную кирпичную кладку.
«Плохие пропорции, плохие детали»
Место под жилой комплекс на Госпитальной улице, 20, выбрали, надо сказать, довольно ответственное. Это бывшая часть парка «Мариенталь», располагавшаяся между администрацией Павловска и фундаментами лютеранской церкви Святой Доротеи.
Комплекс состоит из пяти корпусов. Все они трёхэтажные и с одинаковым исполнением фасадов: нижние без пластики, а верхний с множеством белых труб, которые, по версии создателя, должны играть роль колонн.
Разрешение на строительство гостиницы (именно так она звалась изначально) фирма «Р. К. Г.» получила в далёком 2003 году. Но доделать всё до конца так и не смогла (эта же пушкинская компания бросила и другие объекты, некоторые из них, например на улице Архитектора Данини, стали скандальными). В 2009¬м достраивать дома принялся ЖСК «Бастион». Но на сегодняшний день дома являются «объектами незавершённого строительства».
– Ещё один пример пресного постмодернизма. Не совсем безнадёжная композиция при полном отсутствии архитектурной и исполнительской культуры. Плохие пропорции, плохие детали, – говорит Алексей Хваль.
«Смело задуман, но безнадёжно загублен»
Единственный пример откровенно чуждой Павловску архитектуры появился в 2012 году на Лебединой улице, 1, у перекрёстка с Песчаным переулком. Его автор – архитектор Александр Кицула, руководитель мастерской «Я.К.». Этот проектировщик, к слову, запомнился горожанам и редкой по качеству исполнения постройкой на Васильевском острове: в 2013 году был построен понравившийся многим экспертам бизнес-центр «Сенатор» на Большом проспекте, 80.
Перед павловчанами же предстал четырёхэтажный как бы угловой дом (на самом деле угол создаётся искусственно) с фасадами в «стиле» хаотизм, то есть с разбросанными как попало окнами. Если основные стены облицованы кирпичом, то фриз под крышей выполнен керамической плиткой.
– Фасад по мотивам конструктивизма 1920-х годов смело задуман, но безнадёжно загублен отсутствием архитектурного и исполнительского мастерства. Архитектор не умеет компоновать и прорисовывать архитектурные элементы, – безжалостен Алексей Хваль.
комментарии
Александр Саар, павловский краевед:
– С исторической деревянной застройкой Павловска идёт какая-то борьба уже много лет. Мало того что к приезду Никсона в 1972 году снесли почти все дома по улице Революции (ныне Садовая), в начале 1980-х после поджогов выгорело большинство деревянных домов. И планомерное уничтожение того, что осталось – а осталось меньше десятка (один только жилой на Конюшенной, 5), – продолжается в наши дни. За последнее время утрачены два деревянных дома на улице Васенко. А взамен появляются довольно однообразные новые здания.
Галина Груздева, председатель Пушкинского отделения ВООПИиК:
– Стремление строителей цепляться за близость императорских парков, создание рекламы, да и названий объектов исходя из места расположения губят исторический ландшафт и общую градостроительную ситуацию, зачастую закрывая собой видовые точки. Причём необязательно это касается повышенной этажности. Чистенький новострой по старым чертежам точно так же выбивается и диссонирует с исторической застройкой. Я уж не говорю о нарушении «красной линии» или «архитектурных изысках», придуманных «для украшения» домов. Ещё больнее знать, что дома, которые простояли по 100 лет и были снесены ради денежной выгоды, могли быть отреставрированы. В качестве причины слышим: дом был аварийным! Да, может быть, непригодным для проживания, но пригодным для реставрации и дальнейшего использования. В целом ситуация грустная.
Владислав Воробьёв. Фото Алексея Лощилова