Репетиция оркестра
Маэстро Юрий Темирканов (фотокорреспондент побывал на самой обычной репетиции его оркестра) порой высказывается самым неожиданным, пародоксальным образом – о музыке, о миссии искусства.
И о профессии дирижёра, конечно.
– Баха я даже не композитором считаю: это сама природа с нами говорит, космос. Он такой единственный.
– Задача исполнителя – создать ощущение, что музыка, написанная сто лет назад, рождается сейчас.
– Я стараюсь брать на работу только хороших людей. У непорядочного человека инструмент некрасиво звучит…
– В искусстве вообще много загадок. И слава богу! Я не всегда понимаю, почему на репетиции музыканты вдруг понимают меня с полуслова. А бывает, что и одного взгляда довольно…
– А иногда возвращаешься домой после репетиции, и на душе тревожно или ещё хуже – пусто. И не спишь, мысленно листаешь партитуру, ищешь ту волшебную ноту, тот знак откровения...
– Главное – понять, что музыка таится не только и не столько в испещряющих партитуру чёрненьких знаках, сколько в незаполненном ими белом пространстве.
– Дирижёр говорит чужие слова, но никто не должен этого заметить. Только в программе будет написано: «Сегодня исполняется симфония Шостаковича», а все должны подумать: вот собрались перед нами хорошие люди и рассказали замечательную грустную историю, сочинив её тут же.
– Есть одна чудная байка. Однажды заболел дирижёр, и заменить его вызвался один музыкант из оркестра. Прошёл концерт, возвращается дирижёр, и музыкант говорит: «Маэстро, это было так просто!» В ответ дирижёр прошептал ему на ухо: «Вы только нас не выдавайте...»
– Музыку понимать нельзя. Её можно только чувствовать…
Эльвира Дажунц. Фото Станислава Левшина