«Трудоустраиваются 99 процентов выпускников»
«НВ» начинает серию публикаций о среднем профессиональном образовании в России и странах Балтии
Лучший для страны способ выжить во время кризиса – начать поднимать собственную промышленность. Но чтобы предприятия и заводы снова заработали в полную силу, им необходимы подготовленные кадры – фрезеровщики, монтажники, слесари. Корреспонденты «НВ» решили отправиться в одно из средних профессиональных образовательных учреждений Петербурга – колледж водных ресурсов, – чтобы узнать, как сегодня в городе обстоят дела с рабочими специальностями. А затем и сравнить российские достижения с профессиональным образованием в странах Балтии, с которыми до 1991 года мы шли нога в ногу
Из-за фанерной стены в кабинке, похожей на пляжную раздевалку, летят оранжевые искры. Человек в тёмном балахоне и чёрной маске с оглушительным треском что-то… варит. Мастер обучения Алексей Крюков объясняет: в тяжёлом костюме скрывается ученик, ведь у ребят на носу экзамены – готовятся. Мастерская для сварщиков совсем не похожа на обычный учебный класс. По периметру большого кабинета стоят ещё 12 таких кабинок с вытяжками, светом и другим оборудованием. Именно здесь – в одной из мастерских колледжа водных ресурсов – вчерашние школьники превращаются в профессиональных слесарей, сантехников и сварщиков – самых необходимых рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве.
«Поработать руками – значит показать квалификацию»
В школе, которую я оканчивала, никогда не было того классического ТРУДА, который с особым упоением вспоминали мои родители и более везучие друзья: когда девочки кормят мальчиков первыми кулинарными изысками, а мальчики демонстрируют девочкам аккуратно выструганные табуретки. Наверное, именно тогда я недодала сильному полу своего восхищения, поэтому сегодня при виде мужчины, как говорится, «с руками» всегда испытываю искренний трепет. В эпоху менеджеров, супервайзеров и других офисных специалистов рабочие профессии зачастую уходят на второй план как менее престижные, однако именно от квалифицированных сантехников и электриков, по сути, напрямую зависит жизнь любого петербуржца.
Директор учебного заведения Владимир Гузун с уверенностью заявляет: 99 процентов выпускников колледжа водных ресурсов сегодня трудоустроены. Уже полвека бывшее профессиональное училище № 89 занимается подготовкой сварщиков, сантехников, вентиляционников и электромонтажников – специалистов тех базовых профессий, которые всегда необходимы в ЖКХ. А последние десять лет 175 выпускников (из 500) ежегодно отправляются работать в «Водоканал Санкт-Петербурга».
– Работают сварщики в масках-хамелеонах, одна стоит около 25 тысяч рублей, – продолжает экскурсию по мастерской Алексей Крюков. – Уровень, конечно, потрясающий. Такую не на каждом профессиональном рабочем сегодня увидишь, а любой начинающий сварщик в колледже водных ресурсов ей всегда пользуется. В соседнем кабинете занимается ещё один молодой человек – Илья Ковалёв, второкурсник. Он готовится к предстоящему конкурсу по сварочному мастерству.
– Что делаешь? – по-дилетантски спрашиваю я.
– Помпу варю, – сухо отвечает парень.
– Тонкости мастерства оттачиваешь?
– Да, – без подробностей говорит Илья. Сразу видно – человек дела, больше работает руками, чем языком.
Не менее впечатляющая мастерская и у сантехников: ощущение, будто попадаешь в строительный магазин, причём с самым богатым ассортиментом. Вокруг унитазы, раковины, душевые кабины, биде любых форм и размеров. Одних только фаянсовых тронов – несколько видов: с прямыми выпусками, косыми, тарельчатые, напольные, навесные…
– Всё разбирается, всё работает. Можно хоть сейчас воспользоваться, – смеётся главный мастер колледжа Бахтибек Бердов.
Даже экзамены, как объяснил директор, принимают здесь же – на практике. У подростка, как и у любого взрослого, может случиться «клин», когда он в нервном напряжении тянет билет. Здесь же у будущего мастера всегда есть возможность подойти и поработать руками – показать свою квалификацию.
«Через день устраиваем прорыв трубы»
Наверное, в силу своей природы лучше работать руками получается именно у молодых людей. Однако в колледже можно встретить и девушек. Мы заходим в класс, куда несколько барышень, обучающихся по специальности «машинист технологических насосов», пришли на консультацию перед экзаменом. Как рассказывает директор, обладатели этой профессии при наличии нового оборудования, по сути, превращаются в диспетчера.
– Выпускница уже не занимается ремонтом, она отслеживает уровень давления в магистральных сетях водоснабжения и канализования, – предельно понятно старается объяснить мне директор колледжа. – Говоря проще, заступая на смену, она должна чётко понимать, что, когда идёт матч «Зенита», в перерывах надо быть особенно бдительной, ведь понятно, куда все бегут…
Пожалуй, самое интересное для обучающихся начинается не в теоретических классах и даже не в мастерских, а на «поле боя». Когда нужно решить конкретную коммунальную проблему. Если рядом с обычными учебными заведениями ничего более выдающего, чем мини-стадион или детскую площадку, увидеть нельзя, то для будущих специалистов ЖКХ на территории колледжа водных ресурсов расположили учебно-тренировочный полигон – целый перекрёсток на заднем дворе с набором всех видов водозадвижек и даже тремя котлованами.
– На этой проезжей части есть образцы всех типов и видов аппаратуры, которая применяется в магистральных сетях Петербурга, – пояснил директор колледжа. Здесь же упакованы две машины аварийно-восстановительных работ. На полигоне отрабатывается технология 10 аварийных ситуаций, которые чаще всего возникают при эксплуатации сетей.
К тому же, как рассказал Владимир Гузун, на учебной площадке есть три огороженных котлована, в которые под давлением подаётся вода, – так имитируют прорыв трубы. По заданию мастера ученики пытаются справиться с проблемой. Иногда фонтан бьёт до третьего этажа соседнего дома.
– Мы, когда строили этот полигон, думали: а как жители будут реагировать? Оказалось, совершенно нормально, – признался руководитель.
Преподаватели в шутку называют жильцов соседнего дома своими зрителями – говорят, что часто слышат аплодисменты, когда прорыв успешно устранён. В учебном плане таких практических занятий немало, так что фонтаны бьют здесь через день, если только на дворе не зима, – в холодную погоду полигон консервируют. Круглый год в колледже работает другой учебный полигон в самом здании.
«Мы всегда говорим: смотрите вперёд»
– Выгнали, – честно отвечает старшекурсник Саша Вельберг на мой вопрос, почему решил пойти в колледж после 10-го класса.
Глядя на этого уверенного молодого парня, сложно подумать, что его исключили из школы. Учится Саша уже три года, а после окончания планирует устроиться в «Водоканал». Помог определиться с профессией ему отец – сам он работает сантехником.
– Мы видим развитие – пришёл-то совершенно другим, – объяснил Владимир Гузун перемены, произошедшие в парне. – В процессе обучения бывают как положительные, так и отрицательные истории, но мы всегда говорим: парни, смотрите… Куда?
– Вперёд, – подтверждает Саша.
Заместитель директора Кирилл Шипота не скрывает: в систему среднего профессионального образования приходят всё-таки не лучшие дети, чаще всего находящиеся в трудной жизненной ситуации, связанной с родителями или со своим собственным выбором окружения.
– Конечно, у нас бывают случаи отчисления, но они связаны с нарушением устава или наших внутренних правил, – объяснил замдиректора. – Когда идут вопиющие нарушения и мы понимаем, что ни родителю, ни ребёнку ничего объяснить не можем, тогда приходится идти на крайнюю меру и отчислять. Многие училища, когда ребёнок нарушил закон, отчисляют, но мы с такими детьми работаем и выстраиваем для них индивидуальный план воспитательной работы, стараемся вовлечь в образовательный, физкультурно-оздоровительный процесс, максимально задействовать в колледже. Не могу сказать, что таких у нас много, – меньше 10 человек на все 500 учеников. Я считаю, что это хороший показатель.
Как ни странно, среди ребят редко можно увидеть кого-то в спортивных костюмах, напротив, немалая часть обучающихся если не в рубашках и галстуках, то в приличных джинсах и свитерах. Как рассказал заместитель директора, это настоящая победа, которой удалось добиться педагогам за последние три года, притом что в колледже нет как таковой обязательной формы.
Словом, ребята меняются и растут здесь как внешне, так и внутренне, возможно, именно поэтому во дворе колледжа сегодня стоит «дерево счастья» – сделанный руками педагогов и учеников символ защиты и надёжности, в котором каждая часть рассказывает о жизни колледжа. Ствол – это само учебное заведение, ветви – это педагоги и мастера, а листья – растущие студенты и выпускники.
– Я не кривлю душой, когда говорю, что 99 процентов – это реальное трудоустройство, – объясняет директор колледжа. – Другой вопрос – мы понимаем, что «мерседес» хочется каждому и ещё вчера, но реально ведь это не так. Подросток, смотря телевизор, думает: «Какая красивая жизнь!» А жизнь другая. Наш педагогический работник в том числе должен показать, что такое на самом деле жизнь и из чего она состоит, если этого, к сожалению, не сделала семья. То, какими будут они, зависит от нас.
И напоследок о насущном – зарплате. По словам Владимира Гузуна, средняя зарплата у выпускников колледжа, устроившихся работать в «Водоканал», составляет 15–25 тысяч рублей – в зависимости от специализации. Конечно, это деньги по сегодняшним меркам, мягко говоря, небольшие. Но факт, что колледж не испытывает дефицита в учениках, красноречиво говорит о том, что среднее профессиональное образование сегодня, не побоюсь этого слова, в тренде. И небольшие на первых порах зарплаты современную молодёжь отнюдь не пугают. Главное – в отличие от офисных белых воротничков эти специалисты всегда будут востребованы в сфере ЖКХ и массовые сокращения им вряд ли грозят.
48 государственных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных комитету по образованию, работают в Петербурге. Обучение в них ведётся по
63 программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
39 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена;
31 программе профессионального обучения.
32 520 человек составляют численность обучающихся и студентов.