Иди ты... с миром!
Вместо честно заработанной зарплаты 17-летний петербуржец получил первый опыт общения с работодателем-обманщиком
Дмитрий Ганюшкин проработал в американской сети фастфуда всего пару месяцев, но желание трудиться в сфере общественного питания у него отбило надолго
Когда в ноябре прошлого года 17-летний петербуржец Дмитрий Ганюшкин устраивался на работу в ресторан быстрого питания Carl's Junior, он и не предполагал, что спустя всего пару месяцев окажется в числе 250 сотрудников, уволенных без выходного пособия, когда сеть внезапно закрыли из-за кризиса.
Дима учится на втором курсе колледжа, осваивает специальность электромонтёра. В сеть фастфуда его взяли на должность универсального рабочего. Работа, как потом оказалось, на подхвате: и еду готовить, и клиентов обслуживать, и посуду мыть, и помещения убирать… Договор с Димой заключили ученический, а вот работать приходилось наравне со всеми.
– Мы оставались до закрытия ресторана и драили всё, – рассказывает Дима. – Домой приходил убитый. Но работа мне нравилась, хороший коллектив, ребята адекватные.
Зарплата полагалась почасовая – сто рублей в час. Дима приходил в ресторан в торгово-развлекательном комплексе после учёбы – с 15.00 до 23.00. Сверхурочные часы его не беспокоили, наоборот, радовался шансу заработать больше. Но 15 января всё неожиданно закончилось – сотрудников вызвали в главный офис и поставили перед выбором: написать заявление по собственному желанию или подписать приказ о простое. Дима не стал подписывать ни то ни другое. На этом общение с бывшим работодателем закончилось. Никакого выходного пособия, естественно, не выдали. Да и зарплату всю не выплатили.
– Нам отказались даже выдать расчётные листы, – говорит Дима. – Мы также предлагали заключить договор о мирном урегулировании, без привлечения прокуратуры, но и эта идея осталась без отклика.
В итоге молодые люди написали порядка 20 заявлений в прокуратуру, инспекцию по труду, администрацию президента. Обратились и к уполномоченному по правам ребёнка в Петербурге Светлане Агапитовой. Пока вопрос решается на уровне надзорных ведомств, Дима ищет новую работу. Вряд ли в сфере общественного питания.
Подобных случаев, когда жертвами обмана недобросовестных работодателей становятся несовершеннолетние, в петербургском аппарате уполномоченного по правам ребёнка знают немало.
16-летняя Вероника отработала промоутером (раздавала листовки китайского ресторана на улице) за 100 рублей в час. Положенные 500 рублей фирма выплатить ей отказалась – отец девушки пожаловалася омбудсмену, она, в свою очередь, обратилась в Государственную инспекцию труда. Результат последовал через две недели – Вероника в качестве компенсации получила сумму, в пять раз превышающую положенные ей 500 рублей.
Илья устроился промоутером в рекламное агентство. За 200 рублей в час предлагалось развешивать объявления, бросать рекламу в ящики, раздавать листовки у метро. Договор фирма с молодым человеком не заключила, зарплату пообещали в конверте. Через неделю Илье за работу не заплатили. Ещё через неделю парня, в очередной раз накормив «завтраком», тоже оставили без зарплаты. Более того, когда Илья по совету отца решил уволиться, у него потребовали служебный фотоаппарат, который на самом деле не выдавали. Когда с нерадивым работодателем пришёл разбираться родитель, ему ответили: мол, мальчик здесь не числится – договора нет. О происходящем в рекламном агентстве Светлана Агапитова сообщила в прокуратуру и Государственную инспекцию труда. Факты несоблюдения норм трудового права подтвердились, и в отношении генерального директора «А-Эффект» возбудили дело об административном правонарушении.
К сожалению, описанные случаи для Петербурга не редкость. Очень часто по объявлениям об «уникальных» условиях труда контора набирает несовершеннолетних, уговаривает их работать без договора, а потом отказывается им платить. Найти же работу в надёжных компаниях девушки и юноши сегодня тоже не могут. «НВ» выяснило, что закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодёжи» утратил свою силу ещё в 2007 году. А без такого квотирования работодатель неохотно берёт на работу сотрудника без опыта. К тому же российское законодательство, заботясь о здоровье несовершеннолетних, устанавливает столько требований при их трудоустройстве, что работодатель предпочитает с ними вообще не связываться. Например, по Трудовому кодексу РФ договор с учащимся, достигшим возраста 14 лет, «для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесс обучения, заключается с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства». Также подросток не может трудоустроиться без медицинской комиссии. Вдобавок подростки не могут привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время и в праздники.
В итоге серьёзным работодателям не интересно заниматься подростками: головной боли много, а эффекта – ноль. И пустующую нишу заполняют ненадёжные фирмы, выбирающие своими жертвами таких, как Дима, Вероника или Илья.
– Мне кажется, что желание подростка заработать в свободное время карманные деньги надо приветствовать и поощрять, – считает детский омбудсмен Светлана Агапитова. – Очень досадно, что недобросовестные работодатели губят такие устремления на корню. Хорошо, что подростки из «Карлс Джуниор» проявили принципиальность и обратились к нам. Мы в свою очередь направили обращения в Государственную инспекцию труда и прокуратуру, где пообещали разобраться в проблеме. Но наверняка кто-то махнул рукой и не решился отстаивать свои права. Тут ведь не только в деньгах дело. Как знать, может единожды обманутый подросток в следующий раз и не будет пытаться работать – «всё равно ж не заплатят» или того хуже – сами начнут обманывать по примеру «старших товарищей».
Анастасия Ложко, Софья Андреева. Фото Алексея Лощилова