«Стараюсь ничего не спрашивать у папы»
Сын Олега Табакова Павел рассказал «НВ» о своих знаменитых родителях, о том, почему живёт в общежитии и какой пример ему подаёт старший брат
Старший сын Олега Табакова Антон (слева) от актёрской карьеры отказался. Каким путём пойдёт младший, Павел, он ещё не решил
Среди лучших фильмов, выпущенных в прошлом году, называют «Звезду» режиссёра Анны Меликян. Картина получила награду за лучшую режиссуру на «Кинотавре», отмечена призом зрительских симпатий на МКФ «Меридианы Тихого» во Владивостоке, имела успех на многих кинофестивалях. И повсюду зрители и критики отмечали, как великолепно играют белокурая красавица Северия Янушаускайте, эксцентричная, обаятельная Тинатин Далакишвили и талантливый дебютант Павел Табаков в роли неприкаянного сына богатых родителей, влюблённого в провинциальную девушку, мечтающую об актёрской карьере. Фамилия знаменитая, артист – новый.
– Павел, как вы попали в фильм «Звезда»?
– Узнал, что идёт кастинг. Вместе с однокурсником пришёл на пробы, выбрали меня. Это был мой первый опыт, я ничего не ждал, просто хотел увидеть, как это происходит. Мне всё было в новинку, в диковинку, не так, как в театре, который привычен с детства.
– Девушка, в которую влюблён ваш герой, одержима страстью стать не просто актрисой, но обязательно звездой. Она хочет ради этой цели себя максимально переделать, улучшить, готова буквально на всё. Вам понятно такое желание?
– Как желание самосовершенствования – да, понятно. Хочется становиться лучше от работы к работе. Это должно быть у каждого артиста, мне кажется. Особенно у того, кто начинает свой путь. У меня такое стремление очень обострено. Если же говорить только о внешности, то менять я ничего не хочу. Никто из папиных учеников, которые стали знаменитыми артистами, ничего не делал со своим внешним обликом, это было бы глупо. Надо пользоваться тем, что тебе дано природой.
– Когда вы принимали решение стать актёром, советовались с родителями?
– А я ещё не принял решения. Пока что мне нравится эта профессия, но это не значит, что я буду артистом всю жизнь. У меня перед глазами пример старшего брата Антона. Он в 30 лет всё бросил – театр, кино, ушёл совсем в другую деятельность, которая его увлекла. Достиг успеха, стал известным ресторатором.
– Так что не зарекаетесь от разных жизненных поворотов?
– Нет, абсолютно. Но сейчас у меня выпускной курс в Театральном колледже Олега Табакова, надо думать о трудоустройстве. Если я получу предложение от театра пойти работать, то обязательно пойду.
– Как вообще складываются судьбы выпускников?
– Из первого выпуска десять человек взяли в стажёрскую группу «Табакерки». Троих определили в МХТ. Двое пошли учиться дальше. Один понял, что актёрство – это не его, и ушёл из профессии. Мне нравится быть актёром, и в ближайшие два-три года я точно буду заниматься только этим. Сейчас репетирую сразу в трёх спектаклях. Ещё хочу получить высшее образование. Люблю учиться.
– Это правда, что вы живёте в общежитии колледжа?
– Да. Точнее сказать, больше сплю там. У нас с девяти утра до девяти вечера занятия, репетиции, пластика, музыка. Если ездить каждый день домой, пришлось бы много времени тратить на дорогу. К тому же общежитие – настоящая школа жизни, учишься контактировать, ладить с другими людьми.
– Материально отец обеспечивает?
– Нет. После выпуска спектакля «Год, когда я не родился» стараюсь жить самостоятельно. Летом ездил в Америку, приятель дал ключи от своей квартиры. Один, на берегу океана – это был кайф.
– По-английски говорите свободно?
– Да, языком занимаюсь с пяти лет, спасибо родителям, что заставляли учить. Теперь младшая сестра идёт по моим стопам, ей хорошо даётся английский. Она учится в школе при британском консульстве. Закончит, сможет без экзаменов поступить в МГИМО или Высшую школу экономики, актрисой вряд ли будет, как мы думаем. Хотя кто знает, ей только восемь лет.
– Свободно владея языком, планируете карьеру на Западе?
– Для начала надо у себя дома кем-то стать, чтобы было к чему вернуться. Владимир Машков, большой артист, в своё время уехал решительно, всё тут бросил, жил в США, получил две-три роли и понял, что там в первый ряд не получается прорваться. Так я не хочу.
– Что с кино?
– Прошлой весной снялся у Андрея Прошкина в фильме «Орлеан» по сценарию Юрия Арабова. Я по сюжету сильно и безответно влюблён в беспутную героиню Елены Лядовой. Много хороших артистов – Виталий Хаев, Виктор Сухоруков. История смешная и грустная, немного мистическая. Должен был у Николая Лебедева в «Экипаже» играть сына Владимира Машкова, но не получилось. Пришлось бы ради съёмок отказаться от репетиций, этого я не могу себе позволить, театр для меня всё-таки на первом месте.
– Когда вы впервые вышли на сцену?
– В двенадцать лет. Это была пьеса «Лунное чудовище» про геноцид армян. Не могу сказать, что понимал тогда ответственность момента, хотелось только оттарабанить свой текст и уйти.
– Страшно было?
– Ну естественно. По-настоящему я понял, что такое работа над ролью, когда репетировал в спектакле Константина Богомолова «Год, когда я не родился». Я сразу почувствовал, что нашёл своего режиссёра, Богомолов многому меня научил. Люблю театр, который он делает, смотрю все его спектакли, мне это безумно интересно. Константин Юрьевич – филолог по образованию, потрясающе умеет анализировать, «вскрывать» текст. Я не знаю ни одного режиссёра, который работает настолько интенсивно, всё время меняется, растёт. Он сделал шесть спектаклей за два года, и все стали событиями.
– У Богомолова нет пока руководимого им театра, но есть группа артистов, которых можно назвать его труппой. По какому принципу он выбирает «своих»? Вы входите в их число?
– Наверное, выбирает тех, с кем есть взаимопонимание, а значит, легче работается. Важнее всего, чтобы режиссёр и артисты слышали друг друга, были на одной волне. Ведь многое рождается во время репетиционного процесса.
– Марина Зудина, ваша мама, актриса классической актёрской школы, мне кажется, совершенно по-новому открылась, когда сыграла в спектаклях Константина Богомолова «Идеальный муж», «Чайка», «Карамазовы». Это было трудно для неё?
– Ей очень нравится совместная работа, даже если и были трудности, сейчас полное доверие и понимание, мама обожает эти спектакли.
– Вы спрашиваете у родителей совета в театральных делах?
– Когда идут репетиции, стараюсь ничего не спрашивать ни у мамы, ни у папы, потому что самый главный человек в это время – режиссёр, который ставит спектакль, и я должен создавать тот рисунок роли, который ему нужен.
– Есть у режиссёра Константина Богомолова планы в отношении артиста Павла Табакова?
– Да. Никаких названий пока не скажу, но в новом сезоне появится, надеюсь, его постановка, где я сыграю. Ещё очень жду, что Константин Юрьевич сделает со временем своё кино и, может быть, позовёт меня сниматься.
– Кроме театра что входит в сферу ваших интересов?
– Стараюсь думать только об учёбе и работе.
– А девушки? Потом?
– У меня была подруга, полтора года мы были вместе, наши родители познакомились, всё было хорошо. Но я не готов ещё к тому, чтобы связывать себя прочными отношениями. Может быть, лет через семь-девять, не раньше. Искусство меня занимает больше всего.
– Кого бы вы назвали своим ориентиром в профессии? Есть такой артист?
– Сергей Валентинович Сосновский. Для меня он образец. Когда ещё подростком я играл в «Лунном чудовище», там был артист, который меня без конца ругал, а Сосновский мне помогал, подсказывал, объяснял. Испытываю к нему огромное уважение, любовь и благодарность, восхищаюсь им как артистом и человеком. Родителей я осознанно не беру, потому что они – целый огромный и совершенно отдельный мир для меня. Но быть на кого-то похожим я не хочу, надо прежде всего быть личностью.
Беседовала Ольга Галицкая. Фото Вячеслава Прокофьева / ТАСС