В списке не значатся…
Минэкономразвития насчитал в России 199 системообразующих предприятий, то есть компаний с большой выручкой (от 10 миллиардов рублей в год) и большим числом (от 4000) работающих. Список «системщиков» в минувший четверг был утверждён на заседании правительства.
У меня, как и ряда других людей, знакомых по долгу службы с ситуацией в промышленности, возникло к этому документу много вопросов. Например, почему наряду с «Газпромом», «Ростсельмашем», Великолукским мясокомбинатом, группой «Разгуляй», нефтянкой, металлургией и прочими ключевыми в своих секторах компаниями в список, который де-факто увеличивает шансы на господдержку, попали такие столпы рынка, как сети магазинов «Ашан», «Пятёрочка», «М.Видео» и прочие сетевики с зарубежной регистрацией и западными акционерами? Понятно, что они отвечают формальным критериям по выручке и численности персонала, но в ведомстве министра экономического развития Алексея Улюкаева поди не роботы сидят, а люди, в экономике хоть немного разбирающиеся.
Ну ладно, Россия не обеднеет, если придётся помочь деньгами или льготами тому же «Ашану». Но вот петербургская часть списка отчасти вызывает недоумение. Не столько теми, кто в неё попал, сколько отсутствующими.
Но начнём с приятного – с лидеров и опор промышленности, включёнными в список.
Концерн «Силовые машины» – двумя руками «за». Эта единственная в Петербурге и одна из нескольких в стране компаний, высокотехнологичная продукция которой (турбины, генераторы и другое оборудование для электростанций) пользуется спросом во всём мире. Объединённые машиностроительные заводы, представленные у нас «Ижорскими заводами» (атомное машиностроение) – то же самое. Объединения «Океанприбор» и «Гидроприбор» (оборудование и оружие для подводных лодок) не столь известны, но в своём роде уникальны, поэтому они тоже в числе тех, чья значимость официально признана. Не вызывает вопросов и наличие в списке аэропорта Пулково.
Не столь ярки и очевидны заслуги некоторых других питерских «системных» компаний. Например, группы «Илим» (деревообработка и целлюлоза). Впрочем, у неё помимо экономических успехов есть ещё один плюс – в сфере подготовки кадров… Компания БТК работает добросовестно и имеет авторитетного, с большими связями, руководителя… Фирма «ВАД» (высокоскоростные автомобильные дороги) – отличная дорожная компания, улицы и проспекты, которые она ремонтирует в Петербурге и области, служат раза в два дольше, чем у конкурентов, но как она попала в федеральный список – загадка… Ещё менее очевидны причины, по которым в списке наличествует группа «Орими» (пищевая промышленность – фасовка чая, кофе и так далее).
Что же касается строительной отрасли, то в число лучших её представителей вполне предсказуемо вошли группа ЛСР господина Молчанова и петербургское подразделение Главстроя господина Дерипаски.
А теперь самое интересное – кто в список не попал…
Петербург в бытность свою Ленинградом считался всесоюзной научно-технической и промышленной столицей. Понятно, сейчас времена иные и на месте многих заводов растут жилые комплексы и те же «Ашаны» с «Пятёрочками». Но остался и работает, например, единственный в мире производитель атомных ледоколов «Балтийский завод». По независящим от него причинам у него проблемы с прибылью, но сказать, что он менее значим для страны, чем чаеразвесочные фабрики «Орими»… Чтобы сделать такой вывод, нужно долго учиться, например, в Гарварде или ещё где-то далеко за границей.
Аналогичная ситуация по «Адмиралтейским верфям», предприятию, которому предстоит строить танкеры и газовозы ледового класса для работы на шельфе. В отличие от магазинов «М.Видео» в список эти верфи не попали. Сохранить рабочие места для супервайзеров и мерчандайзеров торговой сети, видимо, важнее, чем кадры и школу ленинградского – петербургского судостроения.
Нет в списке и Кировского завода. Он сейчас, конечно, не тот, что раньше, ошибки руководства дорого ему обошлись – но потенциал одного из лучших машиностроительных заводов страны он сохранил.
Я не призываю включать в список все знаменитые и уникальные предприятия Петербурга – холдинг «Ленинец», завод имени Климова, КБ «Алмаз» и «Рубин» и так далее – по той простой причине, что каждое предприятие по-своему значимо, но на всех бюджетных денег не напасёшься. Да и не нужно это – законы рынка никто не отменял. Однако если исходить из того, что «списком 199» власть посылает рынку сигнал: кто официально признаётся опорами экономики, столпами и светочами, желательно, чтобы он не был столь неразборчив, как сейчас. Потому что ледоколы, тяжёлые тракторы, реактивные двигатели умеют делать лишь несколько стран в мире. А вот сетевые магазины есть в любой стране Африки. Причём там их никто не спасает – сами выживают.
Вместо крупных промышленных предприятий господдержку получат ретейлеры http://t.co/RqMpMUKPdO #промышленность #господдержка
— Невское время (@nevskoevremya) February 10, 2015
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»