Торгуйте все?
Для борьбы с ростом цен на продукты предпринимателям Петербурга могут разрешить торговлю с колёс
Проблемам автолавок, которые в конце прошлого года сначала исчезли, а потом вновь появились на петербургских улицах, «НВ» посвятило не одну публикацию. И вот, похоже, мобильным торговым точкам готовы всё-таки дать зелёный свет – об этом на заседании по промышленности, экономике и собственности в Мариинском дворце сообщил глава комитета по предпринимательству и потребительскому рынку правительства Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев.
– Мы направили в Минпромторг РФ предложение о снятии запрета на торговлю с механических транспортных средств, чтобы максимально приблизить производителей продукции к покупателям, – отметил Эльгиз Качаев. – В современных макроэкономических условиях, когда практически идёт продуктовая война, необходимо волевым решением отменить ряд законодательных норм и дать возможность делать закупки целевым образом, поддерживать отечественных производителей.
По словам главы ведомства, уже есть договорённость с администрациями семи районов (каких – пока не сообщается) о размещении там мини-ярмарок, на которых прямо с машин станет продаваться продукция областных, псковских и новгородских производителей. Одновременно на точке смогут торговать от трёх до десяти машин.
Правда, идея эта не нова. О том, чтобы создать подобные ярмарки, речь шла ещё в октябре прошлого года, когда добрая половина предпринимателей, торгующих с колёс, была вынуждена свернуть свою деятельность из-за новых правил. Напомним, владельцам автолавок усложнили жизнь поправки, внесённые в постановление городских властей № 1045 о размещении нестационарных торговых объектов весной 2014-го. Раньше порядок расположения автолавок на городских улицах законом не регламентировался – арендованные участки включали в адресные программы по районам. Но чиновники посчитали необходимым обуздать «автолавочный Шанхай» и выделили автолавки в особую категорию. Сегодня, согласно постановлению, они подлежат внесению в единую схему размещения нестационарных торговых объектов наряду с ларьками. Её формирует и утверждает комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга. Заявки принимаются районными администрациями два раза в год –
с 1 февраля по 1 марта и с 1 августа по 1 сентября (раньше это делалось только раз в год). Кроме того, есть ограничения по зонам, где закон позволяет ставить автолавку. Те бизнесмены, которые получали разрешение ещё до нововведений, лишились насиженного места. Чтобы позволить им торговать и дальше, нужно вносить изменения в постановление.
Впрочем, процесс согласования и без того усложняет предпринимателям жизнь. По данным профильного комитета, к ним регулярно обращаются бизнесмены с просьбой упростить процедуру размещения автолавок. Но для этого надо исключить механические транспортные средства (МТС) из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Тогда можно было бы обойтись без договоров аренды и сократить издержки производителей, а это напрямую сказалось бы на цене товаров. Именно с таким предложением и обратился в Минпромторг Эльгиз Качаев. Полномочия городской власти в вопросах регулирования мелкой розницы на этом уровне исчерпываются.
Теперь слово за федеральными чиновниками. Однако, даже если они пойдут навстречу, это отнюдь не значит, что автолавки смогут устанавливать где бог на душу положит. В любом случае это вопрос весьма отдалённой перспективы. Пока же наиболее реальный способ облегчить жизнь автолавочникам – мини-рынки. И, по мнению экспертов, единственный.
– По сути, кроме инициативы с ярмарками, городу больше нечего противопоставить монополии торговых сетей, – считает Алексей Третьяков, председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. – Однако тут всё зависит от того, кому поручат за них отвечать. Районным администрациям, по правде говоря, это не очень надо. Но их, надо полагать, настоятельно уговорили.
Анастасия Ложко. Фото Алексея Лощилова