«Горд, что был там, что видел это»
Свои самые яркие впечатления от Игр в Сочи специально для «НВ» вспомнили глава фотослужбы газеты Андрей Чепакин, а также наши коллеги из Балтийской медиа-группы – Владислав Панфилов («Вечерний Петербург») и Сергей Подушкин («Смена»).
С 7 по 23 февраля горел огонь зимних Олимпийских игр, и все эти дни в Сочи царил праздник
«Горд, что был там, что видел это»
Андрей Чепакин, заведующий фотослужбой «НВ»
–В первом классе я сидел за последней партой. Над моей головой висел цветной плакат, где счастливые дети куда-то бежали. Надпись на плакате гласила: «Они будут жить при коммунизме!»
Учительница Антонина Андреевна учила нас гордиться Родиной – Советским Союзом.
Я довольно долго гордился. Искренне, честно и бескорыстно.
А когда подрос, стал Родину просто любить. Как маму. Ведь мы не перестаём её любить, если она бедно одета, мало зарабатывает. Если у неё, наконец, плохой начальник на работе или она просто не принимает твоих убеждений и чаяний. С мамой ты можешь разругаться вконец и даже не разговаривать подолгу, но по первому же зову мчишься, если надо, к ней на помощь.
К слову, я никогда не понимал людей, которые путают понятия «Родина» и «государство». И если в чём-то не согласны с государством, начинают обвинять Родину.
Но если любовь к Родине величина постоянная, то гордость за неё, как и счастье в нашей обычной жизни, дело нечастое. Однако если она тебя посещает, то остаётся в памяти надолго. Как это случилось со мной на Олимпиаде в Сочи.
Я давно и навсегда люблю лыжи. Это настоящий спорт для тех, кто понимает. И был рад уже тому, что мог находиться рядом с нашими ребятами, когда они в последний день Олимпиады бежали 50-километровый марафон. А когда Саша Легков, Максим Вылегжанин и Илья Черноусов «вырвали» весь пьедестал, меня накрыли восхищение-восторг-радость и… гордость.
Настоящая гордость. Не выжатая «допингом» из лозунгов и призывов. Хотя в моём случае это давно не работает. Гордость за ребят. За десятки тысяч людей, что стояли вдоль трассы, до последнего веря в успех. За себя – что был там, что видел это.
Помнить этот момент буду до конца жизни.
В последний день Игр российские лыжники в марафонской гонке захватили все ступени пьедестала почёта
«Некоторые журналисты так и не смогли сменить негатив на позитив»
Сергей Подушкин, редактор отдела спорта газеты «Смена»
–На Олимпиаде в Сочи всё было великолепно организовано. Как журналист, работавший на Играх в Пекине и Лондоне, могу сказать, что многие моменты у нас удалось решить лучше. Это касается и пресс-центров, и работы транспорта, и волонтёров. Ну а о победе сборной России в общем зачёте многие и не мечтали. На мой взгляд, сказалась поддержка родных стен, любовь болельщиков. Не во всех, конечно, видах спорта это сработало, но в тех, где наши объективно могли бороться за места в пятёрке, там они боролись за победу. И можно теперь уверенно сказать, что подготовка к Олимпиаде была выстроена правильно, так как и в этом, послеолимпийском сезоне спортсмены показывают хорошие результаты.
Одним из самых сильных впечатлений стала та поддержка, которую наши болельщики оказали натурализованным спортсменам, выступавшим за нашу сборную, – корейцу Виктору Ану в шорт-треке и американцу-сноубордисту Вику Уайлду. За них болели, может быть, даже сильнее, чем за своих, родных олимпийцев. Очень эмоциональными были для меня личные соревнования фигуристов – и женский турнир, который выиграла Аделина Сотникова, и состязания спортивных пар, которые выиграли Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Не могу сказать, что видел слёзы на глазах чемпионов, они выходили к нам, журналистам, на пресс-конференцию уже немножко успокоившимися. Но всё-таки я никогда не видел раньше Максима Транькова и Татьяну Волосожар такими счастливыми, умиротворёнными, по их виду было понятно, что они достигли наивысшего успеха.
У иностранных журналистов об организации Олимпиады были разные мнения. Многое зависело от изначального настроя. Скажем, коллеги из Японии, с которыми я общался, были с самого начала всем довольны. У некоторых корреспондентов из Западной Европы отношение менялось по ходу Игр, но всё же некоторые так и не сменили негатив на позитив.
Я уезжал из Сочи с чувством гордости за свою страну. Это не громкие слова – нам удался этот праздник, мы его и организовали отлично, и выступили хорошо.
Корейца Виктора Ана, выступавшего за сборную России, наши болельщики поддерживали сильнее, чем многих других своих спортсменов
«Все иностранцы вели себя дружелюбно»
Владислав Панфилов, редактор отдела спорта газеты «Вечерний Петербург»
Сочинская Олимпиада прошла в атмосфере добродушия, я бы даже сказал, благодушия. Никакой агрессии, драк, хулиганства. Иностранные туристы вели себя громко, одевались ярко. Так, голландцы щеголяли в оранжевом, шведы в жёлтом, швейцарцы в красном с белыми крестами, как на их флаге. Американцы надевали ковбойские шляпы, а некоторые из них накалывали на шляпы множество значков. Но все вели себя в рамках приличий, хотя пиво в местных магазинах продавали круглосуточно.
Однажды я разговорился с туристкой из Канады, она, кстати, представилась мне как бывшая волейболистка национальной сборной, а сейчас работает комментатором на одном из канадских телеканалов. Она пожаловалась, что, по её мнению, слишком много на Играх людей в форме – военные, полиция, охранники, казаки. Ей из-за этого неуютно. Но все эти люди в форме вели себя вежливо. Похвалю волонтёров – я был на Играх в Пекине, и китайские волонтёры, которые вроде бы знали английский, и улыбались тебе, и были очень доброжелательны, но часто ничего не могли подсказать, даже где ближайшая станция метро. В Сочи все волонтёры были хорошо подготовлены и отработали прекрасно.
Среди туристов попадались любопытные, даже странные персонажи, большие оригиналы. Так, я видел в Адлере двух американцев, борцов с гей-пропагандой. Они были откуда-то с юга США, такие ярые сторонники традиционных ценностей, здоровые, лысые, татуированные мужики. Олимпийскими соревнованиями они вообще не интересовались, зато ходили с плакатами «Господь, благослови Путина!», устраивали пикеты на рынке в Адлере.
Наши болельщики за пределами стадионов вели себя сдержанно. Только на трибунах люди начинали раскрываться – выставлять плакаты с названиями своих городов, показывая, из какого далека они приехали, например из города Оха на Сахалине! Был коллекционер значков с символикой Олимпиады-80, он разделся по пояс, а значки приколол к белому куску ткани, выстроив из них фигуру олимпийского Мишки, талисмана Игр в Москве.
Вообще, в первые дни Олимпиады праздник в Сочи был такой, немножко грустный – мало медалей у наших, в отрыв уходили немцы, норвежцы. Но постепенно сборная России стала набирать ход и вырвалась вперёд, так что в последние дни царила полная эйфория.
Эту инсталляцию устроил российский болельщикколлекционер, собравший из значков московской Олимпиады-1980 её талисмана Мишку
Фото Андрея Чепакина, Владислава Панфилова, ТАСС