Berlinale подвёл итоги
«Золотой медведь» уехал в Иран, серебряный – в Россию
Вся программа 65-го Международного кинофестиваля в Берлине, по мнению международной кинопрессы, оказалась разнообразной и увлекательной. Для нашего кино юбилейный Berlinale тоже можно признать удачным. Все российские фильмы, представленные в различных программах фестиваля, привлекли активное внимание, понравились зрителям и успешно продавались на Международном кинорынке.
Участник основного конкурса Алексей Герман-младший перед отъездом на фестиваль признавался, что не ждёт наград, считая, что его новая картина «Под электрическими облаками» совместного производства России, Украины и Польши обращена прежде всего к российскому зрителю. Но после первого же показа его фильм был оценен как значительное событие. Изысканная визуальность, притягательная сложность построения, укоренённость в культуру классического русского романа и одновременно авангардная современность формы, возможно, и не до конца были понятны тем, кто живёт не в России, но уж точно не оставляли сомнений, что это не что иное, как произведение большого искусства.
– Алексей Герман всегда придаёт огромное значение изображению, – сказал Артём Васильев, один из продюсеров фильма «Под электрическими облаками», принимая «Серебряного медведя» за лучшую операторскую работу россиянина Евгения Привина и украинца Сергея Михальчука. – Участие в конкурсе Berlinale уже награда, а получить вот этого зверя – безумная радость и гордость.
Будем надеяться, что прокат «Облаков» не заставит себя долго ждать. В любом случае в фестивальных телерепортажах уже прозвучало обещание показать фильм Алексея Германа по Первому каналу.
«Золотого медведя» – главную награду Berlinale – жюри 65-го юбилейного фестиваля присудило иранскому режиссёру Джафару Панахи за фильм «Такси».
Таксист едет по улицам Тегерана, общается с пассажирами: по ходу движения его машины возникают то забавные, то напряжённые ситуации, которые двигают сюжет. Из калейдоскопа реплик, характеров, бытовых сценок складывается своеобразное «селфи»: портрет автора на фоне времени и общества. Снято «Такси» настолько живо и непосредственно, что зрители и критики так и не смогли решить: в нём всё документально или с участием артистов.
Задать вопросы режиссёру не было возможности. Джафар Панахи по-прежнему лишён возможности выезжать из страны, более того, власти запрещают ему снимать кино.
Однако практически безбюджетное «Такси» преодолело все препятствия и завоевало сердца зрителей, критиков и международного жюри, которым умело руководил Даррен Аронофски.
Очень редко, но бывает: мнения зрителей и жюри практически совпали. Фильмы, вызвавшие наибольшие симпатии и положительные профессиональные оценки критиков, в итоге и получили награды. Распределение призов журналисты, аккредитованные на МКФ в Берлине, с радостью оценили как максимально справедливое и разумное.
Никаких призов не увезли из Берлина корифеи вроде Вернера Херцога, Терренса Малика и Питера Гринуэя, хотя их фильмы сопровождали искренний интерес и большая шумиха.
Зато «Серебряными медведями» могут гордиться чилиец Пабло Ларраин, снявший жёсткую антиклерикальную драму «Клуб», гватемальский режиссёр Хайро Бустаманте – его мрачный, полудетективный «Вулкан Ишканул» тоже сразу оказался в фаворитах у зрителей.
Триумфаторами вернулись домой поделившие приз жюри за лучшую режиссуру румын Раду Жуде («Браво!») и Малгожата Шумовска из Польши, иронично и смело смешавшая все жанры в своём фильме «Тело».
Лучшая женская и лучшая мужская роли нашлись в одном фильме – «45». Историю пожилых супругов, после многих лет брака продолжающих выяснять свои отношения, ссориться, обижаться, радоваться, страдать и, несмотря ни на что, любить – замечательно сыграли легендарная Шарлота Рэмплинг и знаменитый Том Кортни.
Ну а самый большой ажиотаж во время МКФ в Берлине вызвали две внеконкурсные премьеры – «Пятьдесят оттенков серого» и «Золушка».
Обе – сказки. «Оттенки» можно назвать современным парафразом «Красавицы и чудовища». Невинная девушка Анастейша (в этой роли Дакота Джонсон, дочь Мелани Гриффит, бывшей жены Антонио Бандераса) увлечена и заколдована любовью «чудовища» – загадочного миллионера Кристиана Грея, в доме которого есть таинственная комната для странных его причуд и фантазий.
Дикая давка, скандалы и последующие издевательские рецензии сопровождали мировую премьеру экранизации этого самого знаменитого сегодня дамского романа. Беспокойный мир садомазохистских наслаждений, в который пытается вовлечь героиню её возлюбленный, в изложении авторов фильма получился стерильным и практически лишённым эмоций, разве что восхитительная песня Бейонсе заставляет время от времени просыпаться во время просмотра.
Зато восторженный приём достался волшебной «Золушке» английского режиссёра Кеннета Браны. На берлинскую премьеру прибыла вся сказочная команда – Кейт Бланшетт (Мачеха), Стеллан Скарсгард (Эрцгерцог), Хелена Бонем Картер (Фея-крёстная), Ричард Мэдден (Принц) и, конечно, сама Золушка – молодая актриса Лили Джеймс, известная по сериалу «Аббатство Даунтон».
Кстати, сразу после Берлина Кеннет Брана и его Золушка с Принцем приехали в Россию перед выходом картины в наш прокат. Теперь сказка приходит и в наши дома.
Ольга Галицкая