Как дела на рынке труда?
Одни бизнесмены, столкнувшись с кризисом, планируют увольнения, другие – расширение штатов
По всей видимости, правительство Петербурга решило внести на рынок труда в информационное поле города немножко сумятицы – глава комитета по труду Дмитрий Чернейко на вчерашнем заседании правительства привёл пугающие данные: 659 петербургских компаний заявили о намерении уволить в ближайшие месяцы 10 000 человек! И это, как подчеркнул глава комитета, только официально сокращаемые. То есть не считая тех, кого вынуждают увольняться «по соглашению сторон», и 11 000 безработных, которые уже стоят на учёте. В ответ на это губернатор Георгий Полтавченко решил внести в заседание дух оптимизма, заявив, что: «С учётом того, что в городе 80 тысяч вакансий, – это не смертельно». В общем, понимайте как хотите…
Хотя справедливости ради нужно отметить, что сумятицы на рынке труда хватает и без заявлений из Смольного, что вполне объяснимо: Петербург никогда, даже в тяжёлые 1990-е годы, не сталкивался по-настоящему с безработицей, поэтому не имеет ни опыта составления «трудовых балансов», ни системы переподготовки кадров и поддержки безработных. Например, максимальный уровень пособия по безработице, запланированный на этот год, – 7896 рублей (средний размер пособия – 1500–2000 рублей) – даже закалённого человека ввергнет в стресс. Но обо всём по порядку…
Вакансий в городе действительно в несколько раз больше, чем официальных безработных. И, по словам сотрудника одного из рекрутинговых агентств, скоро их станет ещё больше – из-за бегства гастарбайтеров, которым не нравится получать зарплату в девальвированных рублях и покупать подорожавшие патенты на работу. Так что настоящая, как в развитых странах, безработица – когда люди готовы на любую работу, нам не грозит.
Однако профессиональный состав увольняемых и приглашаемых на работу далёк от совпадения. Кому грозит увольнение?
Органы МВД, численность которых планируется сократить на 10 процентов, – не проблема: там сокращения, как водится, проведут за счёт пустых ставок и пенсионеров. В худшем случае полицейские кадры легко найдут себе работу в охранных предприятиях.
Возможны также сокращения на петербургских автозаводах, но этих рабочих с руками оторвут другие предприятия города.
Наиболее уязвим персонал фирм, сидевших на поставках товара из-за рубежа и иногда неуважительно именуемый офисным планктоном.
К нему примыкают работники магазинов, торговавших импортом. Как рассказал нам председатель городской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков, один из его знакомых, владевший 14 магазинами одежды (разумеется, импортной), девять уже закрыл, персонал уволил. Предприниматель говорит, что закрыл бы и остальные, но они расположены в крупных торговых центрах, и в случае досрочного расторжения с ними договоров ему выставят неустойки выше, чем стоимость аренды и зарплата продавцов.
В целом же, по данными агентства Head Hunter, полученным от более чем 700 компаний, сокращения ожидаются в следующих сферах (согласно официальной терминологии): гостеприимство, административная поддержка, маркетинг, связи с общественностью, реклама, бухгалтерия и финансы, персонал розничной точки.
А кто требуется на рынке труда? В банке вакансий, по данным Head Hunter, в числе наиболее востребованных областей профессиональной деятельности значатся следующие: разработка ПО (программного обеспечения), рабочие на производстве, продажи, техобслуживание, монтаж, ремонт…
Вообще же общего тренда, по мнению аналитиков Head Hunter, на рынке нет. В целом 20 процентов компаний планирует сокращать персонал, ещё 20 процентов – сохранить штат, а четверть – даже увеличить число сотрудников. Оставшиеся 35 процентов с планами не определились.
Ясность в картину с имеющейся и возможной безработицей мог бы внести так называемый трудовой баланс – документ советских времён, напоминающий обычный бухгалтерский баланс. В нём было бы указано, сколько в городе потенциальных безработных, каких профессий, сколько есть вакансий и по каким профессиям, отсюда – сколько средств потребуется на переподготовку, на пособия и тому подобное. Но за неимением полноценного баланса ограничимся констатацией факта, что вакансий всё же больше, чем безработных, а там – видно будет.
Ухудшение экономической ситуации, ожидаемое в 2015 году, обострит ситуацию на рынке труда и приведёт к росту безработицы и сокращению занятости. Однако масштабы высвобождения работников будут менее значительными, чем в период кризиса 2008–2009 годов.
Официальный прогноз Минэкономразвития
Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»