Оскар № 87. Под знаком «Левиафана»
В ночь с 22 на 23 февраля мир узнает новых лауреатов призов Американской киноакадемии. Среди претендентов – фильм Андрея Звягинцева. Каковы его шансы?
В нынешний, 87-й по счёту поход за «Оскаром» отечественные поклонники кино отправляются с весьма обоснованными надеждами: у России есть шанс получить золотую статуэтку. Сегодня любой школьник знает, что в номинацию «Лучший иноязычный фильм года» попал фильм Андрея Звягинцева «Левиафан». Чтобы понять вероятность его победы, следует более внимательно посмотреть на соперников по номинации. А также вспомнить, какие наши фильмы получали «Оскар».
Итак, основным конкурентом нашей ленты следует считать драму Павла Павликовского «Ида», только что удостоенную премии Британской академии BAFTA в номинации «Лучший иностранный фильм». Польская картина обошла в этом случае наш фильм, который тоже был включён в британский список. Однако «Левиафан» перед этим обошёл «Иду» в борьбе за «Золотой глобус» в разряде «Лучший фильм на иностранном языке». Таким образом, счёт между ними пока 1:1. Заметим, что Польша ни разу ещё не побеждала в этой оскаровской номинации в отличие от нашего кино.
Более солидный перечень наград здесь у Аргентины, которую в нынешнем году представляет саркастичная лента Дамиана Шифрона «Дикие истории». Этакий Педро Альмодовар на латиноамериканский лад.
Два остальных участника интересующей нас номинации выглядят как дань экзотике и толерантности. Это лента грузинского режиссёра Зазы Урушадзе «Мандарины», снятая в Эстонии, и совершенно тёмная лошадка номинации – лента Абдеррахмана Сиссако из Мавритании под названием «Тимбукту».
…Если попытаться порассуждать о причинах предыдущих наших побед в оскаровской гонке, то мы обнаружим чётко выявляемый подтекст.
В 1943 году США присуждением «Оскара» советскому фильму поддержали союзника по антигитлеровской коалиции. Триумф Сергея Бондарчука с «Войной и миром» означал признание Голливудом мощи советской киноиндустрии и её возможностей реализовывать самые дерзкие и масштабные проекты, связанные с классикой.
Победа японца Акиро Куросавы с экранизацией типично русской истории о противостоянии человека и природы в «Дерсу Узала» скорее была связана с личностью самого режиссёра. Ему съёмки этой картины помогли выбраться из того творческого и жизненного тупика, в котором он оказался в начале 70-х годов прошлого века.
Социальная сказка Владимира Меньшова, получившая «Оскара» в самый разгар антисоветской истерии по поводу ввода наших войск в Афганистан, была первым нашим фильмом, посвящённым современности и удостоенным награды. И это в некотором смысле подсказывает основу для наших надежд по поводу «Левиафана», в котором острые проблемы нашей действительности получили яркое образное воплощение. И снова – не совсем благоприятный для нас мировой общественный контекст. Но Американская киноакадемия славится тем, что любит порою проявлять творческий норов и голосовать «поперёк» мнения политической элиты США.
«Оскары» Никиты Михалкова и Александра Петрова тоже вполне понятны и объяснимы. В первом случае отточенность формы картины помогла раскрыть образ сталинских репрессий, а анимационная картина российского мастера имела в своей основе классику американской литературы – повесть великого Эрнеста Хемингуэя. Суммируя догадки и анализ, скажем, что шансы нашего «Левиафана» на «Оскар» следует оценивать как 50 на 50.
Наши победы
1943 год – документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (СССР, режиссёры – Илья Копалин и Леонид Варламов) – номинация «Документальный фильм».
1968 год – «Война и мир» (СССР, режиссёр – Сергей Бондарчук, по роману Л.Н. Толстого) – номинация «Лучший иноязычный фильм».
1975 год – «Дерсу Узала» (СССР – Япония, режиссёр – Акира Куросава, по книгам Владимира Арсеньева) – номинация «Лучший иноязычный фильм».
1980 год – «Москва слезам не верит» (СССР, режиссёр – Владимир Меньшов) – номинация «Лучший иноязычный фильм».
1994 год – «Утомлённые солнцем» (Россия – Франция, режиссёр – Никита Михалков) – номинация «Лучший иноязычный фильм».
1999 год – «Старик и море» (Канада – Япония – Россия, режиссёр – Александр Петров, по повести Эрнеста Хемингуэя) – номинация «Лучший короткометражный анимационный фильм».
было дело
Они боролись за «Оскар»
История борьбы отечественных мастеров десятой музы за вожделенную золотую статуэтку насчитывает уже семьдесят лет.
После победы советского документального фильма о победе Красной Армии в битве за столицу СССР следующее появление нашего кино в списке номинантов произошло в 1946 году. Тогда в разделе «документальный короткометражный фильм» оказалась советская лента «Жизнь в зоопарке».
В 1961 году советское кино расширило границы своего присутствия в номинациях Американской киноакадемии. В разряде «Лучшая партитура музыкального фильма» была выдвинута киноверсия оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» с оркестровкой Дмитрия Шостаковича. А в номинацию «Лучший сюжет и сценарий» были включены авторы сценария фильма «Баллада о солдате» Валентин Ежов и Григорий Чухрай.
На рубеже 1960–1970-х годов последовала целая серия выдвижений советских фильмов в номинации «Лучший иноязычный фильм». В 1970 году этой чести удостоилась мощная экранная версия «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева. На следующий год последовало выдвижение ленты Игоря Таланкина «Чайковский». А в 1972 году уже фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…» претендовал на «Оскар». Наш прославленный режиссёр ещё раз боролся за награду в 1979 году с фильмом «Белый Бим Чёрное Ухо», став таким образом первым кинорежиссёром из СССР, который дважды выдвигался на «Оскар» в советские времена.
В 1982 году в номинации «Лучший иноязычный фильм» академия выдвинула драму Юлия Райзмана «Частная жизнь». Через три года сразу две ленты из СССР могли получить «Оскара». Всё в той же номинации про иноязычный фильм оказалась мелодрама Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». А рядом в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм» была выдвинута лента Ирины Калининой «Воспоминания о Павловске».
На излёте существования Советского Союза в соискатели вожделенной золотой статуэтки выдвинулся режиссёр-аниматор Александр Петров. В 1990 году его имя оказалось в списке номинантов в разряде «Лучший короткометражный анимационный фильм» (фильм «Корова»). В 1997 году он снова ищет победы в той же номинации с лентой «Русалка». Борьба для него закончилось «Оскаром» в 1999 году. После этого только в 2007 году Петров получил новый шанс взять награду, будучи выдвинутым за ленту «Моя любовь» всё в той же «анимационной» категории. В ней же в 1995 году боролся за награду другой отечественный мастер мультипликации Алексей Харитиди с изумительной по иронии короткометражкой «Гагарин».
После распада СССР в новых условиях в номинанты «Оскара» вышел Никита Михалков в 1992 году с фильмом «Урга. Территория любви». Взять награду не получилось, но реванш состоялся через три года в связи с триумфом «Утомлённых солнцем». В 2007 году Никита Сергеевич снова мог обрести золотую статуэтку, когда в номинации «Лучший иноязычный фильм» оказалась его драма «12». В тот же год ещё один российский режиссёр получил свой шанс. Звали его Сергей Бодров. Его картина «Монгол» представляла Казахстан. Для него это была уже вторая попытка. Первая состоялась в 1996 году, когда Бодров поставил «Кавказского пленника». Ещё одно российское имя в списке номинантов – режиссёр Павел Чухрай, чья драма «Вор» также представляла на конкурсе нашу страну в 1997 году.
Очевидно, что все упомянутые названия – достойные и заметные ленты в истории нашего кино. И от того, присудили им золотую статуэтку или нет, они ничуть не стали хуже. На том и стоим.
между тем…
Главный фаворит – «Бёрдмен»
И на фоне наших переживаний в связи с лентой Звягинцева как-то отошли на второй план размышления по поводу возможных финальных раскладов оскаровской гонки. Мои симпатии в актёрских номинациях на стороне Бенедикта Камбербэтча («Игра в имитацию»), Эдварда Нортона («Бёрдмен»), Джулианы Мур («Всё ещё Элис»), Мэрил Стрип («Чем дальше в лес»).
Что же касается номинаций «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм», то думаю, что награды в них вполне заслужил фильм Алехандро Гонсалеса Иньяритту «Бёрдмен». О том, совпадёт ли моё мнение с мнением американских киноакадемиков, мы узнаем ранним утром в понедельник, 23 февраля.
Сергей Ильченко. Фото AFP