Это не школа, это музей какой-то!
Корреспонденты «НВ» побывали в самых необычных школьных музеях Петербурга и узнали, кто такая десятиручка и как выглядела слуховая труба Константина Циолковского
Императорские яхты, советские игровые автоматы, русская водка, кирпичи, сновидения, шоколад, цирковое искусство, Остап Бендер, игральные карты – эти и многие другие необычные явления в культурной столице часто становятся поводом создать отдельный музей. Искушённого петербургского поклонника экспозиций сложно удивить интерактивными выставками, галереями под открытым небом и даже музеем-некрополем. Однако мало кто знает, что сегодня музейное дело настолько глубоко проникло в жизнь каждого петербуржца, что даже школы открывают в своих стенах пускай и небольшие, но полноценные музеи – с исследовательской деятельностью и редкими экспонатами.
Музей «Русская изба»
Мало в Петербурге школ, в которых можно увидеть русскую печь, красный угол или даже детскую люльку, подвешенную по старым русским традициям к потолку избы. Если такие атрибуты, как самовар, встречаются более-менее часто, то вот настоящая прялка – предмет зависти для многих музейщиков. В школе № 110 Выборгского района уже больше десяти лет существует музей «Русская изба», где учеников знакомят с особенностями русской культуры, помогают своими руками делать обрядовые куклы и рассказывают о самых интересных традициях наших предков.
– Вот эта кукла называется «десятиручка», – показывает на необычную самодельную игрушку с несколькими парами конечностей руководитель школьного музея Нино Маракасова. – Изготавливали её как помощницу в делах – только с пятью парами рук хозяйка дома может всё успеть. А вот куклы кувадки, их вывешивали в предбаннике, когда женщина рожала. Считалось, что такая кукла привлекает к себе нечистые силы, чтобы они не навредили новорождённому малышу.
Такие экспонаты делают сами дети на школьных мастер-классах по изготовлению кукол, однако в «Русской избе» сегодня хранится немало настоящих реликвий. Одну из них – корзинку для рукоделия – учащимся в подарок оставила блокадница Валентина Троицкая. Раньше предмет из далёкого прошлого (датируется он началом XIX века) принадлежал бабушке Валентины Алексеевны – Наталье Поповой, крепостной певице, получившей такой подарок от помещика.
Словом, и в петербургских школьных музеях можно найти уникальные старинные вещи. К тому же ученики не только рассматривают экспонаты «Русской избы», но ещё и танцуют, и даже играют на русских народных инструментах.
– Это одно из главных звеньев воспитательной работы школы, – объясняет Нино Маракасова. – Дети здесь знакомятся с традициями, обычаями русского народа и таким образом приобщаются к русской культуре, узнают о своих истоках, корнях. Без прошлого, как известно, нет настоящего, а без настоящего – нет будущего.
Музей радиационных катастроф
В главном зале музея 583-й школы стоит саркофаг. В нём, конечно, не похоронен никакой египетский фараон, но выглядит он не менее впечатляюще: это макет четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, на котором в 1986 году произошла трагедия. Здесь в отличие от самой ЧАЭС без ущерба для здоровья можно приподнять крышку саркофага и увидеть последствия опаснейшей радиационной катастрофы – именно такое название носит школьный музей Приморского района.
На потолке мерцает настоящий проблесковый маячок (проще говоря – «мигалка»), у стен – манекены в защитных костюмах, на полу – знак радиационной опасности. Открыли музей без малого всего год назад, поэтому, по словам заместителя директора по воспитательной работе Галины Калтушкиной, он по музейным меркам ещё младенец. Собирать экспонаты начали в 2007 году, когда в гости к школьникам пришли участники ликвидации аварии в Чернобыле, – так вышло, что немало свидетелей трагедии живут недалеко от школы. Сначала 17 стендов с необычными подарками от чернобыльцев стояли в коридоре между двумя крыльями здания, а прошлой весной всё перенесли в современный музей.
– У нас есть видеоматериал в том числе про трагедию на «Фукусиме-1», – включает монитор одного из музейных компьютеров педагог. – Но он небольшой. Мы когда обращались в консульство за информацией, узнали, что в Японии вообще предпочитают об этом не вспоминать, даже такого понятия, как «музей Фукусимы», у них нет. Не принято.
Музей Арктики имени Георгия Седова
Главный экспонат школьного музея не заметить сложно – посередине зала стоит отдельная витрина с зеркальным дном, в ней модель шхуны «Святой мученик Фока», сделанная руками курсантов Соловецкой школы юнг в 1943 году. А стоит корабль не на обычной дощечке, а на дверце шкафчика из каюты самого Георгия Седова – знаменитого исследователя, которому так и не покорился Северный полюс. Имя этого путешественника носит музей 336-й школы Невского района Петербурга.
Удивительно, но жемчужина экспозиции нашла свою выставку сама: три года назад житель Рыбацкого, в прошлом моряк, подарил модель школьному музею и рассказал, что всю жизнь мечтал побывать на месте зимовки Седова, поэтому и собирал вещи, связанные с исследователем. Подобных подлинников, как рассказала руководитель школьного музея Елена Афанасьева, больше чем за 40 лет существования музея собралось немало. К примеру, в одной из витрин лежит 77-летний фрагмент флага экспедиции Седова – сегодня уже рваный тёмно-коричневый кусочек ткани, но со временем только более ценный.
Музей Константина Циолковского
Несколько второклассников с неподдельным интересом изучают необычный предмет, похожий на металлическую воронку с длинным горлышком. Ребята выхватывают блестящий экспонат друг у друга, подставляют его к чьему-нибудь уху и хором кричат всё, что приходим им в голову: «Приве-е-е-т!», «Ау-у-у», «Слышишь меня-я?». Кажется, что эта кухонная принадлежность попала в музей космонавтики имени Константина Циолковского в школе № 521 случайно, но школьники показывают мне фотографию учёного и объясняют: это макет слуховой трубы исследователя, их любимый экспонат в школьном музее. Наверное, потому, что его можно не только рассматривать, но и трогать руками.
Здесь и взрослому есть чему удивиться – например, оригинальным заглушкам космического корабля «Восток». Тут же – коллекция автографов знаменитых космонавтов от Валентины Терешковой до Андрея Борисенко. Пожалуй, одна из самых интересных витрин, как рассказала руководитель музея Вероника Ядрина, – это космическая еда.
Существует музей ещё с 1982 года, хотя коллекцию из 400 предметов начали собирать гораздо раньше – в 1968-м. Виной всему грёзы первого директора школы о небе и детские мечты стать лётчицей. Когда-то перед зданием школы даже стоял настоящий самолёт МиГ-17, куда в День знаний каждый год сажали первоклашек, чтобы напомнить им о боевых подвигах лётчиков и показать, в какой необычной школе они теперь учатся. Железная птица, увы, не сохранилась, зато здесь всегда можно узнать о жизни Константина Циолковского, истории 521-й школы и о самых таинственных загадках космоса.
Музей службы «01»
Самый богатый район Петербурга по количеству подобных экспозиций и выставок – Фрунзенский, здесь при каждой школе (а всего их больше 40) работает по музею. Рассказывают они в основном об истории учебных заведений или о Великой Отечественной войне, однако в 236-й школе тему выбрали необычную – служба «01». Как рассказала руководитель музея Мария Саррина, школа находится недалеко от места, где в 1943 году случился один из самых сложных пожаров за годы Великой Отечественной войны – на нефтебазе «Красный Нефтяник».
– Нам очень важно, чтобы об этом помнили школьники нашего района, – рассказала Мария Саррина. – Каждый год 3 мая, в годовщину трагического события, мы ходим на Волковское кладбище на могилы погибших при тушении – это наша своеобразная Вахта памяти.
Статус музея школа получила совсем недавно – в прошлом году, но коллекцию назвать молодой нельзя: в обычном школьном кабинете собраны десятки необычных предметов, связанных со службой «01». Значки, книги, фотографии, пояс пожарного, даже настоящий боевой шлем, покорёженный в огне, а у входа гостей встречает целая группа манекенов в разных защитных костюмах. Кстати, многие ученики школы хорошо знают, как с такой одеждой обращаться, – к примеру, девятиклассница Лера Кулакова уже полгода занимается пожарно-прикладным спортом. Как и положено девушке, больше интересуется медициной, но и с пожарным рукавом на скорость бегает не хуже мальчишек.
авторитетно
«Школьные музеи – дело энтузиастов»
Вероника Ядрина, музеевед, руководитель школьного музея К.Э. Циолковского:
– Сейчас школьных музеев в Петербурге довольно много, большая их часть – военные, посвящённые какому-нибудь конкретному полку или героям. Мне кажется, здесь важно держать свою уникальность. Сегодня существует тенденция превращать военные музеи в музеи истории школы, что, конечно, интересно в первую очередь для этой конкретной школы. Ведь, к примеру, во время юбилеев ученики и учителя начинают интересоваться историей своей альма-матер, собирать информацию, но целостной и стройной истории обычно не получается. Здесь подобный музей может помочь.
К тому же открывается немало новых школьных музеев, но проблема заключается в том, что, пока он не создастся, не появится ставка для руководителя школьного музея, поэтому занимаются ими в основном энтузиасты. Они должны пройти сначала районную аттестацию, затем городскую и только потом претендовать на ставку. К примеру, у нас в районе недавно аттестовался музей «По страницам политической истории» – он совсем небольшой, там учитель истории вместе с художником собрали информацию и создали маленький, но очень красивый зал. Так вот, педагог там работает пока только на энтузиазме.
Я не думаю, что школьные музеи нужны сегодня каждой школе, ведь иначе они потеряют свою уникальность. Скорее их стоит создавать там, где есть такая естественная потребность. К тому же найти руководителя, готового заниматься этим непростым делом, действительно сложно.
Полина Огородникова. Фото Александра Гальперина