Заморозка цен пока больше похожа на пиар
Корреспонденты «НВ» проинспектировали супермаркеты, чтобы выяснить, как сетевики заморозили цены
Крупные российские сетевики («Магнит», «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Ашан», «Дикси», «Лента», «О’КЕЙ» и другие) договорились: в условиях сложной экономической ситуации пора вводить специальные меры, а именно – заморозить цены на корзину не менее чем из 20 социально значимых товаров. Инициативу они согласовали с Федеральной антимонопольной службой России и заявили, что такие действия «помогут стабилизировать ситуацию на рынке продовольственных товаров в интересах населения». Так что это дало покупателям?
Для начала отметим, что «социально значимый» перечень определяли сами сетевики. Им лишь посоветовали «принять за основу» перечень продуктов первой необходимости, утверждённый постановлением правительства Российской Федерации № 530 от 15 июля 2010 года. Поэтому гипермаркетам в этом смысле раздолье.
И сразу оговоримся: из пяти проинспектированных нами сетей цены заморожены лишь в двух. Как пояснили в остальных – сделать это пока не успели.
В «О’КЕЕ» же, например, «заморозка», если верить рекламным плакатам, продлится до 31 мая. Прогулявшись по торговому залу, мы насчитали семь «застывших» позиций. Две из них входят в собственную линейку магазина: чёрный листовой чай почти за 15 рублей (100 грамм) и макароны-спиральки (400 граммов) за 12 рублей. Ещё две позиции – это товары из Белоруссии: литровое молоко за 38 рублей и килограмм муки за 20 рублей. Также в список входит килограммовая упаковка соли за 9 рублей. Словом, большинство товаров – дешёвые продукты.
Взяв в руки пачку белорусского молока из списка, я подхожу к работнику магазина и спрашиваю, что такое – эти новые замороженные цены.
– Это значит, что цена останется прежней до начала лета, – любезно объясняет женщина.
– А на остальное молоко, получается, может вырасти? – уточняю я.
– Не может, а вырастет! – заверяет мерчендайзер.
Следующий магазин в нашем рейде – «Перекрёсток». Здесь корреспондент «НВ» обнаружила всего четыре позиции с замороженными ценами: чай, рис, масло сливочное, мука. При этом наблюдается любопытная тенденция: ценники заморожены либо на дорогие товары, либо на малопопулярные линейки. Например, зафиксирована цена на ароматизированный чай «Гринфилд» – 99 рублей, хотя рядом стоят более дешёвые чаи других фирм. Та же история и с мукой. Сеть предпочла зафиксировать цену на муку «Макфа» за 49 рублей, хотя по соседству более популярная «Предпортовая» за 41 рубль. Что любопытно, в магазине так никто и не смог пояснить, что значит термин «замороженные цены».
Словом, пока «консервирование» и «заморозка» цен больше похожи на очередную рекламную акцию. Что будет дальше – покажет время.
точка зрения
«Заморозка» – за счёт производителей»
Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
– Когда речь идёт о «заморозке», то имеется в виду узкий сегмент социально значимых продуктов. При этом она происходит за счёт производителей. В условиях монополии это ведёт к тому, что производитель вынужден либо ухудшать качество продукта, либо – он становится банкротом. К тому же такая «заморозка» – это пиар-ход, благодаря которому сети могут сказать: мол, смотрите, насколько мы социально ответственны.
Объективно сегодня у власти нет методов воздействия на цены, единственное исключение – когда за месяц подорожание товара превышает 30 процентов. Но всем понятно, что каждый месяц цену можно поднимать, к примеру, на 29 процентов – разница небольшая.
Выходов вижу два: первый – возрождение мелкой розницы, чтобы она занимала хотя бы 50 процентов от всей торговли, второй – вмешательство государства в ценообразование. А именно: по моему мнению, необходимо установить государственное ограничение по предельным наценкам на товары. Исключением здесь могут стать товары сегмента luxury (премиум-класса).
Полина Огородникова, Софья Андреева