Страна и мир

Батька Лукашенко. Друг, враг или так?

05 мартa

В чём причины противоречивого поведения главы Белоруссии – ближайшего союзника России


 

Он может, грозно нахмурив брови, убеждать, что Белоруссия не является частью Русского мира, и уже через десять минут со слезами на глазах признаваться в любви к «братской России». Он фактически поддержал возращение Крыма в состав России, но одним из первых помчался на инаугурацию Петра Порошенко, осудил ДНР и ЛНР за сепаратизм и начал активно заигрывать с ЕС и США. Он в трудные для российского рубля декабрьские дни потребовал перейти на доллары в торговле с Москвой, но в критический период весны 

2014-го подписал в Астане договор о создании Евразийского союза. С чем же связаны его странные политические метания?

О заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, состоявшегося во вторник с участием Владимира Путина и Александра Лукашенко, на языке официоза принято говорить: «Встреча прошла в тёплой и дружественной атмосфере». Улыбки, объятия, крепкие рукопожатия… Каждый жест служил зримым символом благополучия в российско-белорусских отношениях. Завершающим аккордом стало награждение господина Лукашенко орденом Александра Невского.

– Без вашей активной позиции по сближению Белоруссии и России не было бы не только Союзного государства, но и нашего Евразийского союза, – сказал, вручая награду, Владимир Путин.

Невольно возникает вопрос: насколько этот парадный блеск отражает реальность? Ведь Александр Лукашенко за минувший год действительно сделал немало для того, чтобы часть российской общественности считала его как минимум «хитрым лисом» и «сложным союзником». 

– Наиболее серьёзным испытанием в истории российско-белорусского союзничества стал «украинский кризис», – констатирует авторитетный политолог-международник Фёдор Лукьянов. – Ещё бы, насильственное свержение Виктора Януковича и ответные действия России явились для Лукашенко настоящим шоком. Отсюда его многочисленные реверансы в сторону «майданной власти».

В самый разгар «Крымской весны» Лукашенко признал полуостров российским только потому, что Киев «не стал за него бороться и допустил массу ошибок». Когда российское руководство отказывало киевским властям в легитимности, батька радушно принял у себя Александра Турчинова и наговорил массу тёплых слов о «братстве белорусского и украинского народов». В июне Лукашенко стал одним из немногих постсоветских лидеров, кто приехал в Киев на инаугурацию Петра Порошенко и публично поддержал новоизбранного президента в стремлении «отстоять территориальную целостность Украины». И вплоть до сентября, когда были подписаны первые Минские соглашения, белорусские СМИ именовали ополченцев ДНР и ЛНР не иначе как «террористами» и «сепаратистами».

– Но, пожалуй, самый неприятный эффект произвёл декабрьский визит батьки в Киев, – полагает директор Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Когда Лукашенко обнимался с Порошенко и обещал, словно старик Хоттабыч, за сутки выполнить любой украинский каприз, у многих в России невольно ёкнуло сердце. Тогда даже убеждённые «батькофилы» заподозрили неладное.

Поводы «заподозрить неладное» появились не только в связи с Украиной. Так, на последней большой пресс-конференции 29 января Александр Лукашенко, грозно оглядывая зал, заявил, что в случае продолжения торговых войн Белоруссия может выйти из Евразийского экономического союза. Речь вот о чём: в ноябре Россельхознадзор запретил поставки в РФ белорусского мяса и молока с 20 предприятий, а российская таможня начала досматривать битком набитые евросоюзовским продовольствием белорусские фуры, которые, согласно официальной версии, предназначены для Казахстана. Причина – после введённого Москвой продуктового эмбарго в ответ на санкции ЕС Минск решил сбывать европейские товары на российских рынках, приклеивая к ним белорусские этикетки или не довозя западную «севрюжину с хреном» до изголодавшихся по заморским деликатесам казахских братьев. Разумеется, батька в долгу не остался и тоже приказал вернуть на границу с РФ пункты таможенного контроля, а в конце декабря он велел перейти во взаимной торговле на доллары и евро.

– Конечно, Минск в этой ситуации понять можно, – размышляет известный российский экономист Валентин Катасонов. – На нашу страну приходится почти половина белорусской торговли, поэтому обвал российского рубля не мог не отразиться негативно на Белоруссии, и так с трудом сводящей концы с концами. Как тут не возникнет желания исправить положение с помощью разных левых доходов и перейти к торговле в твёрдой валюте? Вот только его шаги полностью противоречат идее Евразийского союза.

Возможно, двусмысленная позиция батьки по Украине вкупе с традиционными торговыми спорами не выглядела бы столь подозрительно, если бы не участившиеся контакты между Александром Лукашенко и представителями Запада. Отказ от безоговорочной поддержки России в «украинском вопросе» и активная роль в организации минских встреч позволили ему слегка отмыть свой имидж «последнего диктатора Европы» и предстать перед западной публикой чуть ли не в роли миротворца. В результате от заманчивых предложений, похоже, нет отбоя.

Так, ещё 17 декабря прошлого года заместитель американского госсекретаря Виктория Нуланд, которая своими «печеньками» взбудоражила киевский Майдан, отметила сближение ряда позиций с Минском. А недавно в белорусскую столицу гурьбой потянулись западные политики – заместитель генерального секретаря Европейской службы внешних действий Хельга Шмид, глава Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабати, глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич и заместитель помощника американского госсекретаря Эрик Рубин.

– По поводу статуса этих визитёров можно сколько угодно шутить, что Лукашенко встретился со старшими помощниками младших дворников, – иронизирует политолог Борис Межуев. – Однако сам факт этих контактов говорит о том, что Белоруссия и Запад затевают в отношении друг друга какую-то сложную игру. Показательно, что Лукашенко просит латышского министра иностранных дел посодействовать нормализации его диалога с ЕС. При этом гость из Латвии, в свою очередь, намекнул на то, что может пригласить батьку на саммит «Восточного партнёрства» в Ригу. А стоит ли напоминать, что именно с таких приглашений началась печально известная история «евроассоциации» Украины?..

Впрочем, большинство опрошенных «НВ» экспертов склоняются к мысли, что, несмотря на головокружительные политические кульбиты и подчас эпатажную риторику, Александр Лукашенко по-прежнему остаётся одним из ближайших российских союзников. 

– Просто не нужно путать пиар с реальностью! – призывает, оценивая курс белорусского лидера, эксперт по СНГ Игорь Шишкин. – Порой у меня складывается ощущение, что СМИ специально вырывают из контекста разные скандальные и противоречивые эпизоды, чтобы столкнуть лбами Минск и Москву. В действительности же союз России и Белоруссии успешно проходит через все испытания. Яркий тому пример – евразийская интеграция. Позиция Лукашенко обеспечила 31 мая 2014 года успех саммита в Астане, на котором был подписан договор о создании Евразийского союза. А ведь Белоруссия и Казахстан вполне могли нажать на тормоза – ведь именно на прошлую весну пришёлся пик западного давления на Россию, когда её международная изоляция многим казалась свершившимся фактом.  

Но может быть, разногласия по Украине стоит считать признаком взаимного отдаления Минска и Москвы? На этот счёт существует иная точка зрения, согласно которой активность батьки на «украинском фронте» на самом деле согласована с Москвой.

– Не стоит принимать слова Лукашенко за чистую монету, – полагает авторитетный киевский политолог Михаил Погребинский. – Взвешенная позиция белорусского президента позволила России получить столь нужное ей пространство для манёвра. Разве согласились бы киевские власти на переговоры в Минске, если бы Лукашенко занял откровенно пророссийскую позицию? На мой взгляд, именно нейтралитет Белоруссии позволил России добиться дипломатических успехов – склонить Порошенко к мирному урегулированию и настоять на проведении «нормандского» саммита фактически на своей, а не на западной территории.

Ну а как же быть с многочисленными контактами Лукашенко с евроатлантическими эмиссарами? Разве они не служат подтверждением ссоры в благородном российско-белорусском семействе?

– Мне кажется, мы наблюдаем хитроумную дипломатическую игру, спланированную в Москве и Минске, – полагает политолог Игорь Шишкин. – Обратите внимание: по всем принципиальным вопросам, связанным с новой холодной войной, белорусский лидер поддерживает Владимира Путина. Иначе он не позволил бы разместить на своей территории дополнительные российские самолёты и комплексы С-300 – в ответ на активность НАТО в Прибалтике. Тогда в чём же смысл белорусских заигрываний с Западом? Не секрет, что в ноябре этого года в Белоруссии пройдут очередные президентские выборы, а значит, США и их союзники попробуют устроить в белорусской столице подобие киевского Майдана. Чтобы сорвать западные планы, батька пытается создать на Западе иллюзию, что он свой, что он хочет избавиться от опеки Москвы. В решающую же минуту, как это уже происходило в 2010 году, Лукашенко окончательно и бесповоротно переметнётся в «российский лагерь». Как прагматик, он отлично понимает, что только союз с Россией способен гарантировать Белоруссии экономическое и политическое процветание, тогда как США имеют обыкновение свергать даже самые лояльные режимы.

Что ж, время покажет, что стало основной причиной метаний Александра Лукашенко – желание с помощью «многовекторности» получить от России максимальные дивиденды или согласованная с Москвой комбинация. Но если судить по реальным делам, то пока можно констатировать: в непростые для России времена Белоруссия всё-таки сделала пророссийский выбор. Возможно, именно за этот выбор Владимир Путин и решил поблагодарить белорусского лидера, вручив ему орден Александра Невского, который, оказавшись в сходной политической ситуации, сделал ставку на Восток, а не на Запад. Ну а мелкие белорусские «шалости»? Ничего страшного! В отличие от США Россия предоставляет своим союзникам максимальную свободу и не склонна карать их за малейшее отступление от «линии партии».

 

хроника отношений россии и белоруссии

В пользу России

Январь 2000 года – вступил в силу Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, подразумевающий развитие политического, экономического, военного, культурного сотрудничества наших стран.

Октябрь 2003 года – российские военные базы (радиолокационная станция «Волга» для предупреждения о ракетном нападении и 43-й узел связи ВМФ для соединения с подводными лодками) были размещены на территории Белоруссии.

Июль 2010 года – Белоруссия, Казахстан и Россия создали Таможенный союз, в январе 2012 года – Единое экономическое пространство.

Март 2014 года – Лукашенко признал присоединение Крыма к России. На голосовании в Генеральной Ассамблее ООН Белоруссия выступила против резолюции, объявляющей референдум в Крыму незаконным.

Май 2014 года – подписание в Астане договора о создании на базе Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС), призванного стать на постсоветском пространстве аналогом ЕС.

С сентября 2014 года в Минске проходят встречи контактной группы по Украине. Лукашенко пытается примирить стороны конфликта.

С января 2015 года начал действовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в него вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения (Белоруссия одобрила присоединение к союзу Армении и Киргизии).

Против России

Август 2008 года – Белоруссия не признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

Октябрь 2009 года – Лукашенко обвинил Владимира Путина (бывшего премьер-министром) в «заговоре против Беларуси» после того, как Россия перекрыла поставки газа в ходе газового конфликта 2007 года. Лукашенко заявил, что Путин «давит на Минск и срывает сотрудничество в Союзном государстве».

Июнь 2014 года – Лукашенко присутствовал на инаугурации Петра Порошенко.

Осень 2014 года – началась торговая война Белоруссии с Россией. В ноябре Россельхознадзор, подозревавший Минск в реэкспорте европейских продуктов в Россию, запретил ввоз в страну белорусского мяса. Лукашенко в ответ грозится выйти из ЕАЭС.

Ноябрь 2014 года – Лукашенко категорически отказался признавать выборы в ДНР и ЛНР.

Декабрь 2014 года – Лукашенко потребовал перевести торговлю с Россией в доллары. На встрече с Порошенко пообещал «за сутки выполнить всё, что ни попросит Украина».

Январь 2015 года – Лукашенко заявил, что «Беларусь – не часть Русского мира».



Во всех серьёзных вопросах Минск заодно с Москвой

 

Михаил Тюркин, Софья Иваненко. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.34
1.077 (-1.05%)
Курс Евро
106.54
1.413 (-1.33%)
Погода
Сегодня,
21 декабря
суббота
-1
22 декабря
воскресенье
+2
23 декабря
понедельник
+1