Снимите это немедленно!
Вступает в силу закон, запрещающий рекламу на памятниках архитектуры
Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит изменения сразу в два закона страны – «О рекламе» и «Об объектах культурного наследия». Отныне запрещено размещать наружную рекламу на зданиях, которые являются памятниками истории и культуры федерального значения, и на их территории. Как указано в «Паспорте Санкт-Петербурга», северная столица насчитывает 4213 таких объектов.
– В Петербурге немало адресов, вступающих в противоречие с законом, – говорит Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИиК. – Пройдите по городу, и вы увидите, как то тут то там огромная наружная реклама уродует памятники истории и культуры, в том числе федерального значения.
В подтверждение своих слов Александр Кононов назвал несколько петербургских адресов, где реклама уродует уникальные или, как говорят иногда, «открыточные» виды города на Неве.
– Угол Невского проспекта и набережной реки Мойки: большой рекламный экран на здании, где когда-то находилась кондитерская Вольфа и Беранже, – перечисляет Кононов. – Владимирская площадь: такой же экран, стоящий рядом с Владимирским собором. Сенная площадь: в створе улицы Ефимова ещё один экран, наглухо закрывающий вид на Исаакиевский собор. И это всего три адреса!
Есть и другая проблема: в законе речь идёт о памятниках федерального значения, а Петербург богат достопримечательностями рангом пониже – региональными. Но все они образуют уникальный архитектурный ансамбль, которым и славится северная столица.
– Крупная реклама на памятниках федерального значения встречается нечасто. В основном она бывает на региональных и выявленных памятниках. Честно говоря, пока сложно представить, что именно изменится после вступления в силу, – говорит Дмитрий Литвинов, координатор движения «Живой город».
Большинство зданий в историческом центре Петербурга не отличается ни размерами, ни величественностью. Их красота – в редкой по нынешним меркам соразмерности отдельных элементов и архитектурной продуманности деталей, а ещё – именно в том, что эти здания старые и потому редкие: вот уже век, два, а то и больше они формируют ансамбль той или иной улицы, площади, перекрёстка. Это касается и богатых особняков, и скромных особнячков, и даже рядовых доходных домов.
А наружная реклама – щиты, перетяжки, световые короба, видеоэкраны – прямая противоположность принципам старой архитектуры: здесь всё должно быть максимально крупно, броско, ярко. Мысленно наденьте такую рекламу на петербургские здания, и, даже если у вас напрочь отсутствует всякий вкус, вам бросится в глаза такой разнобой, про который в народе говорят: как на корове седло. На практике всё ещё хуже – за рекламой не видно здания, а если её очень много, тут и всего города не разглядишь.
Те, кто отвечает за то, чтобы такого не было, всё это, конечно же, прекрасно понимают. Да только деньги могущественнее всякого понимания. Нет, я сейчас не о коррупции. Просто каждое рекламное место сдаётся городом в аренду, и за год от этой аренды в местный бюджет набегает свыше 3 миллиардов рублей. Однако красота тоже имеет цену. И если вспомнить о миллионах туристов, которые приезжают в Петербург, чтобы любоваться вовсе не наружной рекламой, прибыль окажется куда меньше убытков.
Такое понимание у городских чиновников тоже имеется. Кампании по очищению исторического центра от рекламного засилия в Петербурге проводятся регулярно. Точнее, удручающе регулярно.
Отлично помню, как в 2007 году тогдашний губернатор Валентина Матвиенко призвала убрать из центра города более 800 носителей крупноформатной наружной рекламы. И кое-что действительно убрали. Однако в 2010-м наступление на «наружку» возобновилось: только за первые два месяца года в том же центре демонтировали более 40 рекламных конструкций. Но вот в июне позапрошлого года Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга предложил губернатору Георгию Полтавченко создать межведомственный орган, который решал бы все вопросы, связанные с эстетикой городской среды и, в частности, с размещением наружной рекламы. А вслед за тем губернатор даже заявил, что «крупногабаритная реклама должна находиться за пределами исторического центра». Тем не менее в сентябре в пресс-клубе «Зелёная лампа» состоялось заседание круглого стола, на котором вновь говорили, что, несмотря на принятый в Петербурге незадолго до того регламент размещения наружной рекламы, эти правила часто нарушаются.
Последнее обострение антирекламной лихорадки случилось совсем недавно, в октябре прошлого года. Комитет по печати, в ведении которого находится наружная реклама, обновил схему её размещения и пообещал, что из 10 тысяч рекламных конструкций, расположенных в историческом центре Петербурга, останутся лишь 532.
Есть в законе и ещё одно положение: наружная реклама на архитектурных достопримечательностях возможна, если она сообщает о мероприятиях, проходящих в этом здании. То есть если в Мариинском театре идёт «Лебединое озеро» – не противозаконно сообщить об этом огромным билбордом, закрывающим часть исторического фасада.
– Если всем культурным учреждениям, которые размещаются в здании, разрешат помещать свою рекламу на фасадах, ничего хорошего не будет, – уверен Дмитрий Литвинов. – Ведь даже среди культурных учреждений бывают крайне уродливые вывески. Сейчас существует такая практика. Все разрешения на размещение рекламы на памятниках выдаёт КГИОП. Однако точной инструкции, на каком основании КГИОП может запретить рекламу, нет. Например, он может сказать, что реклама нарушает облик здания, его предметы охраны. А чьё это мнение? Отдельного чиновника КГИОП? По идее, надо проводить историко-культурную экспертизу, но мне неизвестно, чтобы такие экспертизы были посвящены рекламе. С другой стороны, можно будет легко найти экспертов, как, например, скандально известную Татьяну Славину, которая легко напишет, что любая реклама на памятнике – это приспособление его для современного использования, которое не оказывает негативного влияния на памятник.
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»