Ленинградский конструктивизм
«НВ» продолжает серию публикаций в рамках проекта «Новый Петербург. Какой город мы оставим потомкам?».
Сегодня речь пойдёт о пяти памятниках послереволюционного периода
Мы порой забываем, что есть немало памятников архитектуры, которые были построены менее 100 лет назад – уже в послереволюционный период. И выполнены они в стиле небезызвестного конструктивизма. Так называлось направление в архитектуре советского авангарда 1920-х – начала 1930-х годов. При этом ленинградский конструктивизм архитекторы всегда ценили выше – из-за повышенного внимания к художественной форме. Ярким образцом построек этого периода по сей день считается фабрика «Красное знамя» на Пионерской, 57. Корреспонденты «НВ» решили выяснить, в каком состоянии пребывают известные образцы этого течения, сохранившиеся по сей день.
Кировский райсовет
Кировская площадь, что расположена на проспекте Стачек между Тракторной улицей и улицей Швецова, имела два разных вида: сперва конструктивистский, а затем сталинский, когда был построен вытянутый жилой дом вдоль восточного фронта. Но главным акцентом осталась башня Кировского райсовета.
Произведение архитектора Ноя Троцкого возведено в 1931–1934 годах. Тогда оно называлось Домом Советов Нарвского района. В 1935-м добавился полукруглый корпус, а после войны, в 1958-м, – кинотеатр «Прогресс», выходящий на проспект Стачек. Его архитектор Виктор Хазанов, несмотря на время сталинского ампира, выполнил фасады в духе Троцкого.
Сегодня здесь, как и прежде, сидят районные власти. Но помимо них в здании квартируют и другие ведомства. Например, не так давно круглый корпус во дворе приспособили под многофункциональный центр предоставления госуслуг. И сделали, надо сказать, на совесть: коридоры, исторически существующие по окружности, как нельзя лучше подошли для удобства клиентов.
А вот с кинотеатром пока вопрос открытый. Его отдавали под реконструкцию компании «Фастком» (автор «Регент холла» на Владимирской площади), но что-то не заладилось, и проект бизнес-центра отменили. Что теперь здесь появится – неизвестно.
Кондратьевский жилмассив
Жилмассив занимает квартал между Кондратьевским проспектом, улицей Жукова, Чичуринским переулком и Полюстровским проспектом. Он состоит из 15 корпусов. Здания построены в 1928–1931 годах и охраняются государством как памятники конструктивизма.
В 2012-м по заказу города была проведена историко-культурная экспертиза, которая фактически отдавала на снос три четверти жилмассива. Под охраной хотели оставить только лицевую застройку Кондратьевского проспекта. Но против этого выступил Совет по сохранению культурного наследия. Рецензент экспертизы историк Борис Кириков пояснил:
– Квартал – это ансамбль. Но как можно отрезать одну четверть и называть её Кондратьевским жилмассивом? Предлагаю назвать её «четвертью Кондратьевского жилмассива». Шутка.
Несмотря на то что власти доказывали неремонтопригодность зданий, признанных аварийными, с мнением совета по наследию согласились. И теперь оказалось, что провести капремонт вполне возможно: в прошлом году жилмассив попал в программу «Молодёжи – доступное жильё» и конструктивистский квартал у площади Калинина получит вторую жизнь.
Школа им. 10-летия Октября
Здание на углу проспекта Стачек и улицы Гладкова вошло во все учебники архитектуры. Не за архитектуру. А за… форму. С высоты птичьего полёта создаётся ощущение, что это схематичное изображение серпа и молота. На самом деле изображение настолько схематичное, что, не зная о задумке, угадать главные символы советской власти сложно.
Автором школы является архитектор Александр Никольский (он также известен по проекту стадиона имени Кирова на Крестовском острове). Он применил здесь и другие оригинальные ходы. Например, каждый из пяти объёмов имеет своё функциональное значение. Главная доминанта – башня, завершённая вращающимся куполом обсерватории. При этом одной из составляющих служит… одноэтажный гимнастический зал, резко контрастирующий с остальными объёмами, но при этом создающий общий ансамбль.
Сейчас здесь размещается лицей № 384. Относительно недавно фасады отреставрировали, и сейчас школьное здание – кстати, первое в Ленинграде, построенное в советский период, – выглядит как конфетка.
ТЭЦ фабрики «Красное знамя»
На Петроградской стороне есть место, композиционная завершённость которого оставляет желать лучшего. Это район в конце Пионерской улицы, ближе к Малой Невке. Каких только домов там не сыщешь: и модерн, и классицизм, и сталинский ампир, и откровенный модернизм.
И вот среди этого «великолепия» возвышается, будто нос корабля, теплоэлектроцентраль фабрики «Красное знамя» на углу Корпусной и Пионерской улиц. Творение архитектора Эрика Мендельсона появилось здесь в 1925–1926 годах. Он же спроектировал и другие постройки комплекса: красильный, отбельный, чулочно-красильный и главный трикотажный цехи. Они выходят сразу на три улицы – помимо Пионерской и Корпусной также на Большую Разночинную.
Сейчас ТЭЦ пустует, остальные помещения сдаются в аренду. Десять лет назад предприниматель Игорь Бурдинский объявил о планах создать здесь «культурно-рекреационное пространство» с музеем современного искусства. Но задуманное реализовать не удалось: сказался мировой финансовый кризис.
Сейчас Бурдинский безуспешно пытается продать комплекс «Красного знамени» под жильё. Правда, новые дома можно построить только в одном месте – вдоль Корпусной улицы. Цехи-памятники фабрики можно только ремонтировать.
Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик»
Ещё недавно целый квартал между 25-й, Косой, 26-й линиями В. О. и Масляным каналом занимал Сталепрокатный завод – пока его не обанкротили и не решили застраивать элитным жильём. Проект финская компания «Лемминкяйнен» назвала «Илматар».
От всего комплекса, состоящего из множества дореволюционных зданий, до наших дней сохранились заводоуправление (на углу Косой и 25-й линий) и канатный цех.
Водонапорная башня – одно из самых эффектных произведений конструктивизма в Петербурге. Её в 1930–1931 годах построили по проекту Якова Чернихова. Силуэт сооружения интересно воспринимается в перспективе улицы. Динамичная композиция основана на остром контрасте лёгкой водонапорной башни и протяжённого здания канатного цеха.
Сегодня здание считается памятником архитектуры регионального значения. Вот только судьба его пока не ясна. По проекту, разработанному мастерской Рейнберга и Шарова, предполагалось, что в канатном цехе будет культурный проект с лофтами. Застройщик решил вывести башню на отдельный земельный участок. Однако приспособление столь сложного памятника довольно трудоёмко, а потому называть точные сроки реконструкции нельзя. Дескать, если бы их начали одновременно, то черниховский конструктивизм затянул бы весь проект.
Но теперь оказалось, что вместе с новым участком поменялся собственник: в «Лемминкяйнене» говорят, что больше не имеют никакого отношения ни к башне, ни к канатному цеху. А ведь ещё пару лет назад сотрудники компании бродили по интерьерам и сетовали на аварийность здания.
Постоянно говорят, что многие конструктивистские здания строили из плохих материалов и будто теперь они неремонтопригодны. Так не должно быть. Проводится обследование технического состояния несущих конструкций здания и делаются определённые выводы.
Мы сейчас, например, занимаемся кинотеатром «Москва». Это тоже конструктивизм, но переходного периода. Несущая способность никуда не годится. Там стены несут сами себя. Но мы разработали такое решение, которое сохраняет здание. Получается, сохранить здание всегда можно – было бы желание.
Рафаэль Даянов, руководитель архитектурного бюро «Литейная часть – 91»
Владислав Воробьёв. Фото Александра Гальперина